Минск будущего: градостроители и архитекторы подводят итоги ХII Национального фестиваля архитектуры

Минску нужны новые архитектурные решения

Амбициозные планы сделать Минск городом, комфортным для жителей и привлекательным для интуристов, несколько дней кряду строили гости и организаторы Национального фестиваля архитектуры. Создать город мечты, уверены они, можно, ведь разительные перемены в его облике заметны уже сегодня, а решения лежат на поверхности — от простых до фантастических. Впрочем, проблем, не скрывают архитекторы, тоже хватает. Например, о высотках и «кубиках» торговых центров, перегружающих столицу, градостроители со стажем, в свое время сформировавшие облик современного Минска, во время трехдневных лекций говорили с обидой и болью. Каким будет город будущего и к чему приведет строительный бум? Подвести итоги прошедшего, двенадцатого по счету фестиваля и поразмышлять о прошлом, настоящем и будущем Минска мы попросили именитых белорусских зодчих, практиков и теоретиков, и тех, кто уже сегодня готов менять правила игры отечественной архитектуры — победителей VII Минской международной биеннале молодых архитекторов «Леонардо–2017».


Юрий Градов, заслуженный архитектор, лауреат Ленинской премии в области архитектуры:

— Возможно, вы удивитесь, но Минску не хватает площадей. В любом европейском городе центральная площадь — это место встреч, общения, сердце этого города. А давайте посмотрим, как у нас. Площадь Октябрьскую практически «съел» Дворец Республики, там нечего делать, нет общественного пространства. На площади Независимости скамейки стоят, но люди сидят там редко, свиданий и встреч не назначают. Эту функцию скорее взял на себя торговый центр «Столица». Площадь Победы — кольцевой перекресток, присесть там тоже негде. На Партизанском проспекте — 11 км длиной! — тоже нет ни одной площади, которая была бы насыщена жизнью. Нужно, чтобы в общественное сознание вернулось осознание важности этого архитектурного элемента.

Что касается парков и скверов, то хороший пример всем нам подает Великобритания. Они потихоньку, метр за метром, освобождают пространство от машин и по возможности создают на этих местах хотя бы маленький, но скверик, парк. Я не устаю повторять, что нужно освобождать городское пространство от машин, строить подземные паркинги, загонять автомобили вниз для того, чтобы наверху оставался человек.

Игорь Духан, профессор, кандидат архитектуры, заведующий кафедрой искусства и средового дизайна ГИУСТ БГУ:

— Что делает Минск привлекательным, в том числе и для многих иностранцев, привыкших к европейскому лоску и изысканности? Мне кажется, особенная «интерьерность» его центра в соотношении с окружающими Минск романтическими и возвышенными ландшафтами. Недавно мы выезжали за город с коллегой, известным японским куратором современного искусства, и он все время восхищенно повторял: Look at the nature («Посмотри на природу!»). Другое дело, что между этим импозантным и дружественным человеку центром и взъерошенными ландшафтами предместий — огромный разрыв, сформированный синтезом скуки позднесоветской панельной застройки и не менее унылыми современными кондоминиумами.

Конечно, у Минска есть свое лицо — это в первую очередь неоклассический проспект Независимости, последний шедевр ансамблевого видения ХХ века. Есть также немало ярких архитектурных находок в камерных произведениях. Это, например, удивительный по эстетике и человечности, такой «близкий» и интимно–лирический кинотеатр «Пионер» Георгия Заборского.

Яркими эпизодами архитектурного формотворчества сегодня являются, скажем, произведения двух замечательных и совершенно, почти диаметрально, противоположных мастеров — Олега Воробьева и Бориса Школьникова. Но это скорее исключения. Городу, на мой взгляд, так и не удается создать образ современности. Минск остро нуждается в новых неожиданных архитектурных событиях, объектах уникальной «большой архитектуры», новых ориентирах. Среди положительных примеров назову удачно поставленный в городскую среду новый отель «Ренессанс». Однако таких объектов — с учетом огромного полиса — должно быть множество!

Катерина Ковалева, архитектор студии LEVEL80, победитель биеннале «Леонардо–2017»:

— Около 4 лет назад мы с партнером Кириллом Скорыниным начали работать с белорусскими заказчиками. Основной задачей, которую мы поставили перед собой, было создание такой среды, в которой человек ощущает себя дома не только в собственной квартире, но и в подъезде, дворе, на улице. Через 10 лет мы видим Минск городом, комфортным для жителей любого возраста. Что должно быть? Пешеходные улицы, зеленые кварталы пониженной этажности с развитым соседством и необходимой инфраструктурой в пешеходной доступности. Когда я приезжаю в любой новый город, первым делом иду в музей современного искусства или в университет на архитектурный факультет. Это места силы, которые меня вдохновляют. В Минске уже сегодня есть подобные пространства, но пока у нас, на мой взгляд, нет современного здания музея, архитектурой которого можно вдохновляться. Уверена, если такое здание появится, оно будет моим любимым местом в городе.

К сожалению, сегодня в центре города не хватает качественного нового жилья. А в районах не хватает уютных кофеен и баров, да и в целом общественных пространств.

Александр Акентьев, главный архитектор УП «Минскградо»:


— Считаю, что сегодня Минск уже достиг определенного предела в постройке административных и офисных помещений. При этом наблюдается дефицит в объектах культуры. Нам нужно больше ориентироваться на пространства, где бы человек испытывал потребность в творчестве, открывать центры детского творчества, центры для старших возрастных групп.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter