Минское время. Сверим часы!

Наше время пришло Все городские часы Минска будут отремонтированы к 1 сентября Уж извините, но лично я такую новость восприняла с известной долей скептицизма.
Наше время пришло

Все городские часы Минска будут отремонтированы к 1 сентября

Уж извините, но лично я такую новость восприняла с известной долей скептицизма. "Вы хотите сказать, что все они враз перестанут спешить, опаздывать или... просто бастовать в ожидании часового мастера?" - даже в тоне вопроса, который я адресовала заместителю главного инженера УП "Мингорсвет" Славомиру Гриневичу, было недоверие. Но он мою иронию выдержал: "Уверен, причем абсолютно!"

Завидный оптимизм. Мне ничего не оставалось, как поверить на слово. Впрочем... Любопытство взяло верх, и я не удержалась, чтобы не спросить, как вообще работает городской "часовой механизм". "Ну тут уж, наверное, лучше один раз увидеть. Хотите? - предложил мой собеседник. - Только сопровождать вас будет часовщик из ПК "Рембыттехника". У нас своих таких специалистов нет - ведь это не совсем специфичная для "Мингорсвета" отрасль. А с этим предприятием мы заключили договор на обслуживание городских часов, находящихся у нас на балансе".

Трофейный хронометр еще идет

Вечером следующего дня в сопровождении фотокорреспондента и часовщика Евгения Садлинского я поднималась на чердак здания по проспекту Скорины, расположенного напротив внушительного особняка КГБ. Того самого здания, на башенке которого находятся огромные черные часы с тремя циферблатами. Рассказывают, что в Минск их привезли из Кенигсберга сразу после войны. И с тех пор они показывают минское время.

С замиранием сердца я ждала, когда же распахнется дверь в маленькую комнатку, хранящую тайны жизни столь необычного трофея. Что ожидала увидеть? Может быть, огромные шестеренки в человеческий рост, которые со скрипом, но все так же точно "тикают" вокруг своей оси. Не знаю. Но что-то очень сокровенное и романтическое - как в кино. Ведь все же речь шла про сердце самых больших наших башенных часов.

Реальность оказалась куда скромнее - посреди комнаты площадью 20 "квадратов" стояло железное устройство метр на метр, внутри которого вращались шестеренки размером со... столовые тарелки.

"Что, ожидали чего-то большего? - уловив мое смущение, поинтересовался часовщик. - Я когда-то был в Москве на Спасской башне - там у часов действительно огромный механизм. Но, поверьте, и с маленькими шестеренками забот хватает. Ежемесячно здесь нужно проводить профилактические работы, чтобы механизм не ржавел и не зарастал пылью. Кроме того, когда идет сильный снег и налипает на стрелки, приходится вылезать на крышу, чистить. Или когда сильный ветер - он тоже заставляет стрелки спешить или отставать. Можно сказать, что нарушение ритма работы часов - это сезонное явление. Зимой, когда холодно, смазка на шестеренках быстро замерзает, и они начинают туже вращаться. Тогда часы на 2 - 3 минуты отстают. А летом наоборот - спешат. А вообще, я подымаюсь на эту башню раз в три дня - ведь, кроме всего прочего, часы нужно еще и заводить", - и Евгений Григорьевич стал с силой крутить ручку заводного механизма.

Я тоже попробовала - тяжело! Наматывать натяжной трос, на обратной стороне которого закреплен противовес килограммов в 100, непросто. А иначе - никак. Завод заканчивается - и, несмотря на всю свою раритетность, башенные часы, как и любые другие механические, тоже останавливаются.

Спрашиваю: неужели, кроме сезонных отставаний, они никогда не ломались?

"Мне рассказывали, что однажды был случай, - вспоминает часовщик, - после которого на дверях на чердак и в эту комнатку появились замки. Тогда сюда дети залезли и каким-то образом сломали анкерное колесо. Так новое аж в Воронеже заказывали, и там его в срочном порядке ночью вытачивали. А на следующий день часы уже якобы шли как ни в чем не бывало".

Рассмотрев механизм, стала осматриваться в комнате. Ничего особенного, только лестница ведет наверх, под самую кровлю. "А вы знаете, ведь это часы с боем, - предугадывая мой вопрос, сказал Евгений Григорьевич. - Там наверху и по сей день есть колокол, который раньше методично звонил каждый час. И механизм звона у нас в порядке. Хоть сейчас включай... Но против жильцы дома - им колокол отдыхать мешает".

Кстати говоря, ежемесячное об служивание этих часов обходится "Мингорсвету" в 193.240 рублей. Впрочем, это далеко не самые дорогие в обслуживании городские часы. Взять, к примеру, так называемый сендайский хронометр, который в прошлом году на день города белорусской столице подарил японский город-побратим Сендай. Эти классические уличные часы известной фирмы "Citizen", установленные в сквере имени Сендая возле Государственного музыкального театра, стоят Минску ежемесячно порядка 330 тысяч рублей. Я недоумеваю - ведь они маленькие и в обслуживании кажутся гораздо проще. Ну подумаешь, двойной циферблат, который одновременно показывает минское и сендайское время. Ну подумаешь, ночью он подсвечивается специальными электрическими лампочками. И всего-то! Часы как часы. Ан нет.

Как пояснил Евгений Григорьевич, они программируемые. И каждый раз, если сбивается время, часы приходится программировать заново. Кроме того, они должны работать от аккумулятора на солнечной батарее. А у нас солнце, сами знаете какое. Так что часовщику приходится раз в две недели забирать аккумулятор на перезарядку. "Наш климат сендайским часам не подходит, - заключил Евгений Григорьевич, - тут уж ничего не поделаешь".

Взбесившиеся стрелки

Совсем другое дело - современные уличные часы с поворотными полями для размещения рекламы. Они сами зарабатывают деньги на свое обслуживание! В нашем городе с предложением об установке таких часов еще лет 8 назад выступила фирма "Технопорт" и сразу получила одобрение городских властей. Но... с одним условием - фирма является владельцем этого часового хозяйства и соответственно рекламных прибылей от него вплоть до 2004 года. А потом все 7 установок, по крайней мере я столько насчитала, перейдут в собственность города. А точнее, "Мингорсвета". Тут уж попотеть придется предприятию. Ведь, как мне удалось заметить, ломаются "технопортовские" часы гораздо чаще остальных.

Буквально неделю назад, договорившись со знакомыми о встрече под часами у цирка, я, никого не застав, поднимаю глаза на циферблат - мол, не опоздала ли. Стрелки показывали семь вечера, хотя по моим предположениям должно быть не больше пяти. Ну думаю, то ли я совсем во времени потерялась, то ли часы врут. Поворачиваюсь к другому циферблату, а он как ни в чем не бывало показывает... 3 часа! Нужно ли рассказывать, каково было мое удивление, когда, рассмотрев все 4 циферблата, я так и не узнала, который же сейчас час!

В ритме мегаполиса

По правде говоря, оперативность ремонта - это вообще больное место городского "часового механизма". Вы только представьте, ведь всего в Минске более 40 наружных часов. На улицах, площадях, зданиях - кому только ни принадлежат все эти хронометры! Электронные, механические и даже солнечные - все они живут своей жизнью, отсчитывают время и... время от времени ломаются. Вместе с тем порядок в организации содержания и эксплуатации уличных часов Минска регулируется в соответствии с решением Мингорисполкома, принятым в начале года. Функции контроля за бесперебойной и точной работой часов этим решением возложены как раз на "Мингорсвет".

"И мы контролируем, - пояснил Славомир Гриневич. - Причем не только точность хода, но и, кстати говоря, внешний вид часов. Дважды в неделю наша мобильная аварийно-диспетчерская служба объезжает все объекты. И если выявлены какие-то неполадки, то мы сразу информируем об этом администрацию соответствующего района. А дальше вопрос решается уже непосредственно с владельцами часов. Впрочем, они далеко не всегда оперативно реагируют на наши замечания. Взять, например, часы армянского производства, установленные на проспекте Машерова, которые принадлежат выставочному комплексу "Белэкспо". Несмотря на то что руководству этого предприятия поручено Мингорисполкомом немедленно их отремонтировать, воз, как говорится, и ныне там".

Впрочем, эти часы не функционируют уже давно. Тут нужно либо часовой механизм полностью менять, либо новые часы устанавливать. Что проще, еще не известно.

Вместе с тем Славомир Гриневич отметил, что вскоре количество уличных хронометров в Минске должно еще увеличиться. Сейчас комитету по архитектуре и градостроительству поручено найти места для установки наружных часов "с применением прогрессивных технологий". Ведь, как уже было отмечено, современные часы - это не только удобно и красиво, но еще и выгодно. А то, что говорят, будто счастливые часов не наблюдают, так это все - вчерашний день. У современной жизни совсем другой ритм...

Самые большие в нашей стране часы расположены на здании жилого дома на Привокзальной площади Минска. Диаметр их циферблата больше трех с половиной метров. Эти часы были созданы более ста лет назад в Германии и в Беларусь попали в качестве военного трофея после Великой Отечественной войны. Старейшие маятниковые часы из известных на территории бывшего СССР и даже Европы находятся на здании Фарного костела в Гродно. Предположительно, они изготовлены в начале XVII века. В их механизме использован анкерный ход лондонского часовых дел мастера Клемента и несекундный маятник. Ход часов осуществляется под действием силы тяжести груза - камня массой 60 кг. Вращая заводной вал часов, камень опускается с высоты 15 метров в течение 36 часов. А самые первые в мире механические часы с анкерным механизмом были изготовлены в Китае в 725 г. н. э. И Сином и Лян Линцзанем.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter