«Минское море мое!»

Настоящие   министры   на   заслуженный   отдых   не   уходят…

Настоящие   министры   на   заслуженный   отдых   не   уходят…

Среди поэтов есть гениальные провидцы. Помните, однажды Тютчев сказал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Сказал в ХIХ веке, но актуальности формула не потеряла и теперь, в XXI. Подтверждение тому – история, которую хочу поведать читателям «Р». 

…Позвонили из Департамента мелиорации Минсельхозпрода: «Есть повод для статьи. Со дня пуска Вилейско-Минской водной системы прошло 30 лет. Мы для вас и материалы подготовили. Все-таки строительство этого объекта правительство СССР объявляло всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сдали мелиораторы экзамен на «отлично». Спасли столицу Беларуси от «обезвоживания». 

Встретился  я со специалистами, проанализировал информацию, иллюстрировал снимками, и в конце апреля материал появился в «Р». Несколько удивило то, что из департамента ни хорошей, ни плохой оценки не прозвучало. Маленько понервничал, конечно, и успокоился: других дел выше головы, главное – работу выполнил честно. 

В департаменте сидят тоже мудрые люди. Оказалось, они держали паузу, чтобы преподнести мне нечто вроде сюрприза. 

В конце мая получил персональное приглашение на торжественное заседание по случаю празднования Дня мелиоратора. Приехал во Дворец культуры железнодорожников, уселся в задних рядах. Награждали передовиков, выступали артисты, говорили речи виновники торжества. 

Наши мелиораторы, без преувеличения, — особая каста профессионалов, настолько преданная своему делу, любящая его, что с трибуны нередко выражали свои чувства даже в стихах. 

Взял слово и преклонных лет невысокий, плотный мужчина. Так я впервые вблизи увидел легенду возрождения Белорусского Полесья, бывшего министра мелиорации Белорусской ССР Владимира Иосифовича Павлючука. Видел я его впервые, а знал о нем немало. И в статье о Минско-Вилейской водной системе несколькими фразами обрисовал вклад этого человека и в реализацию этого проекта, и в строительство Минского моря, о котором у нас молодежь думает, что оно существовало всегда. 

Неожиданно мне сказали, что Павлючук хочет меня непременно видеть. Мы познакомились. И ветеран начал с того, что расцеловал меня принародно в обе щеки со словами: «Спасибо «Рэспублiцы», она меня недавно буквально на ноги поставила, а тебе, сынок, за статью, в которой ты правдиво и образно воспроизвел события многолетней давности…» 

Что имел в виду бывший министр? Это очень любопытно! Дело в том, что независимо от «Р» рассказать историю создания водной системы взялась одна городская газета. Из текста мелиораторы отрасли сделали вывод: мол, партия скомандовала — система появилась. Начальство перерезало ленточку, и Минск с тех пор перестал страдать от нехватки воды. 

Владимир Иосифович, отвечавший в свое время за реализацию проекта головой, прочитав этот легковесный бред, не выдержал, попал в больницу. Его и так-то одолевает астма в тяжелой форме, множество старческих болячек. А тут сердце прихватило… Тут принесли ему свежий номер «Рэспублiкi»! 

Дальше ветеран подвел итог по-своему: «Я должен откровенно признаться, что о труде министров в те годы писали мало, крайне редко, порой негативно. Когда я прочел наконец-то обнародованную истинную правду о трудностях строительства, о том, как Машеров контролировал каждый  шаг реализации проекта, как у меня появилась седина от переживаний (техники не  дали совсем, пришлось снимать ее с объектов Полесья, где тоже осваивался проект всесоюзного масштаба под контролем Политбюро ЦК КПСС), то воспрянул духом. Не поверишь, сынок, у меня астма прошла, болячки  утихли, я выписался из больницы, приехал домой, налил себе сто граммов кристалловской, чего не делал лет двадцать, и выпил без последствий». 

Как бы в доказательство своей правоты 80-летний Владимир Иосифович из вестибюля вместе со мной и без единой остановки, без одышки поднялся по ступенькам в ресторан, где весело принял на грудь свои «наркомовские» 100 граммов и молодо осмотрел праздничную публику… 

Нет, ребята, настоящие министры на заслуженный отдых не уходят, туда уползают их годы. 

И еще один вывод: все мы — от крестьянина, рабочего до министра, от журналиста до крупнейшего ученого — должны работать так, чтобы воплотить в жизнь  завет всемирно известного почвоведа академика Прянишникова, который сказал: «Если у человека на столе вдоволь хлеба, — он живет бедно, если у человека вдоволь хлеба, мяса и молока, — он живет хорошо, если  у человека ко всему этому стоят на столе цветы, — он живет отлично». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter