Страницы трагической истории Минского гетто: 1941 - 1943 гг.

Минское гетто: дом мучеников

Минск. Война. Гетто.

Две судьбы из тысяч

Сегодня минчанка Фрида Вульфовна Рейзман будет представлять широкой общественности, европейским дипломатам, работающим в Беларуси,
Фрида Рейзман.
ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА.
англоязычное издание книги «Мы помним! Миру помнить завещаем...», приуроченное к 75–летию уничтожения Минского гетто. Под одной обложкой собраны документы и воспоминания чудом спасшихся узников — жертв Холокоста. Теперь во многих странах мира смогут больше узнать о трагедии, происходившей во время Великой Отечественной войны в оккупированном нацистами Минске. Конечно, Фрида Вульфовна волнуется. Но не из–за встречи с аудиторией — ей давно не привыкать к такому. Дело в другом. Перед каждым выступлением ее снова и снова накрывают удушливой волной страшные воспоминания из детства, которые никуда не уходят, их просто слегка заслоняет повседневность. Фрида Рейзман — миниатюрная, хрупкая женщина и вместе с тем очень мужественный человек с сильным характером. Такой же была ее подруга и единомышленница, разделившая общую страшную военную судьбу малолетних узников Минского гетто, Майя Исааковна Крапина. Их привыкли видеть вместе — на митингах памяти, в общественных хлопотах, беседах с молодежью и  политиками... Я и сама
Майя Крапина.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.
на различных общественных акциях постоянно встречала этих замечательных женщин рука об руку. Вместе они запечатлены и на некоторых фотографиях, публиковавшихся в нашей газете. Майя Исааковна Крапина ушла из жизни минувшим летом. Еще одним израненным сердцем, хранившим не только неизбывную боль прошлого, но и его историю, стало меньше. Майя Исааковна, Фрида Вульфовна, десятки других спасшихся узников гетто в мирное время делали и делают все возможное, чтобы память о муках безвинных жертв нацистской ксенофобии — варварства ХХ века — не осталась за горизонтом нашей памяти.

Исторический экскурс


В предвоенный период на территории Беларуси проживало около 7,9 миллиона белорусов, 940 тысяч евреев, 930 тысяч поляков, 590 тысяч русских, 160 тысяч украинцев, 90 тысяч литовцев, 6,5 тысячи немцев. Кроме этого, на территории БССР оставались спасавшиеся от нацистского преследования многочисленные группы евреев из Польши (110 тысяч беженцев). Только 150 — 160 тысяч евреев в июне–августе 1941 года смогли выехать в тыл СССР. (Сборник материалов «Спасенная жизнь», Минск, 2010 г.)

Перевернутый мир


Уже к 20 июля 1941 года появилось распоряжение нацистов о создании в Минске гетто — одного из наиболее крупных в Европе. Под резервацию отводились район Юбилейной площади и несколько десятков прилегающих улиц: Сухая, Димитрова, Республиканская, Раковская, Немига, Коллекторная, Обувная... Первоначально предполагалось окружить гетто высокой каменной стеной. Но потом от намерений отказались — видимо, решили не тратиться.

Так маленькие девочки Майя, Фрида, тысячи других еврейских детей стали узниками. С приходом нацистов их простой, добрый детский мир в одночасье рухнул. Вместо уютного теплого дома теперь появились «малины» — специальные схроны, где несчастные люди прятались от озверевших палачей во время облав. Вместо школы — залитые кровью улицы гетто. Вместо родительской ласки — мертвый холод повешенной на Юбилейной площади матери Майи Крапиной... Все сломалось. В наши дни эта трагическая тема нашла свое эмоциональное художественное отражение в мемориальной композиции в виде расколовшегося круглого семейного стола и сломанного стула, установленной на территории бывшего еврейского кладбища, что на улице Сухой, рядом с пантеоном Камней памяти. Автор идеи — известный общественный деятель, архитектор Леонид Левин, скульптор — Максим Петруль.

Леонид Левин.
ФОТО АРТУРА ПРУПАСА.

Композиция «Стол и стул».
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

Свидетельствуют документы

Из протокола допроса бывшей заключенной лагеря Тростенец М.М.Зарецкой 23 декабря 1945 г.

«В период немецкой оккупации города Минска я проживала все время в гетто, где находились все евреи за проволочным заграждением.

...Первый массовый погром в гетто происходил 7 ноября 1941 года. Примерно в 7 часов утра в гетто было окружено несколько кварталов полицией и СД. После этого чиновники СД и полиция в пьяном виде с резиновыми дубинками выгоняли всех евреев из квартир на улицу и выстроили их в колонны, в которых были мужчины, женщины, старики и дети. Когда немецкие фотографы засняли эти колонны, евреев вывезли в закрытых автомашинах на окраину города, наименование Тучинка. Я тоже была в этих колоннах, но сумела скрыться.

...Евреи были раздеты наголо, после чего их загнали в яму, облили хлорной известью, заживо закопали землей. Земля, под которой были засыпаны живые люди, долго шевелилась.

С целью скрыть это массовое истребление еврейского населения немцы в своей газете писали, что этот погром был вызван якобы тем, что евреи, как большевики, хотели устроить демонстрацию в честь праздника Октябрьской революции.

...Второй массовый погром в гетто был 20 ноября 1941 года.

...Третий массовый погром был 3 марта (2 — 3 марта. — Г.У.) 1942 года. Утром немцы объявили, что на Юбилейной площади состоится собрание. Когда собралась масса народа, то эту толпу окружили и стали расстреливать. Это я видела сама лично. Трупы расстрелянных валялись несколько дней на Юбилейной площади, на других прилегающих улицах к площади, а потом их похоронили на бывшей мусорной свалке по улице Заславская. В этот день было расстреляно около 5.000 человек советских граждан.

...Четвертый массовый и самый страшный погром был 28 июля 1942 года, который длился в течение 4 дней.

...Пятый погром в конце октября 1943 года».

Фонды НАРБ. Опубликовано:
«Лагерь смерти Тростенец...»


Скорбный путь узников гетто.
ФОТО HC.EAST-SITE.RU

8 мая 1945 года газета «Советская Белоруссия» опубликовала большую подборку материалов под общей шапкой «Не забудем, не простим», посвященную открывшейся в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны выставке, экспозиция которой рассказывала о зверствах, совершенных нацистами в оккупированной Беларуси. Там была помещена заметка «Ужасы гетто» научного сотрудника музея С.Левиной. Автор писала:

«...Гетто было обнесено колючей проволокой в 5 рядов. Евреи имели право входить и выходить из гетто только на работу и с работы.

Все евреи восточных областей носили на левой стороне груди и на спине желтые круги — латы, а евреи западных областей носили на рукавах белые повязки с вышитой желтой шестиконечной звездой. Потом эти повязки немцы заменили желтой шестиконечной звездой, которую носили на груди и на спине.

...Несмотря на угрозы и приказы немецкого командования, белорусское население помогало своим братьям: очень часто крестьяне подвозили под самую проволоку спрятанные в возах продукты и передавали в гетто.

Для прекращения связи между гетто и остальным населением немецкая городская управа 3 августа 1941 года своим приказом категорически запрещала доставлять продукты в гетто под угрозой конфискации их и наказания виновных.

...27 июля 1942 года в Минском гетто был расклеен приказ гестапо. Всем работающим евреям было приказано, кроме имеющихся знаков рабства, надеть красные латы с особой печатью, иждивенцы и неработающие должны получить зеленые латы. Это была немецкая ловушка. 28 июля утром, когда колонны отправились на работу, в гетто прибыли гестапо и полиция. Всех выгнали на площадь. Но вместо зеленых лат людей грузили в «душегубки» и отвозили в Тростенец. В этом погроме погибли десятки тысяч людей.

Художник Лейтман в своем этюде отобразил дорогу на кладбище. Осень. Сухая улица. По дороге идет женщина с желтой латой на спине. Идет, видно, на могилу мужа, ребенка, отца... И кажется, что дорога, деревня и все кругом плачет вместе с этой женщиной, хотя лица женщины не видно...». (Опубликовано на сайте Исторической мастерской имени Л.Левина.)

— Нацисты рассчитывали получить в Беларуси, как это происходило в некоторых других местах, антиеврейские проявления со стороны местного населения — погромы, — подчеркивает заместитель председателя Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин журналист Борис Герстен. — Однако ничего подобного не случилось. Наоборот, окружающие сострадали евреям, помогали им и спасали их, не глядя на смертельный риск для себя. Спустя годы таких людей благодарно назвали Праведниками народов мира.

Камни в память о депортированных из европейских государств евреях.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

Дорога в один конец


С конца 1941 года в Минск стали прибывать эшелоны из Европы с необычными пассажирами. Первый поезд, 11 ноября, пришел из Германии. Он привез гамбургских евреев. В Минске депортированных разместили в отдельном районе Минского гетто — «зондергетто». Потом по аналогии с первыми узниками–переселенцами всех вывезенных из Европы евреев стали называть «гамбургскими», хотя эшелоны отправлялись уже не только из Германии. По данным минского историка Кузьмы Козака, в 1941 — 1942 годах прибыло 27 транспортов, доставивших в Минск 26,5 тысячи человек из Германии, Австрии и Чехии (по другим подсчетам, 25 транспортов и 23,9 тысячи человек). Есть сведения, что среди «гамбургских» евреев встречались уроженцы Польши, Венгрии и Франции. Конечной точкой их скорбного пути стал Тростенецкий лагерь смерти в нескольких километрах от Минска. Выжили единицы.

Свидетельствуют документы

Из стенограммы заседания Минской областной комиссии ЧГК СССР 12 августа 1944 г.

«На минском еврейском кладбище 4 ямы. В этих ямах похоронено 5.075 человек (это еврейское население, которое было в гетто).

В Большом Тростенце 34 ямы. Здесь похоронено исключительно еврейское население, привезенное из Германии. Там похоронены гамбургские евреи».

Последние дни


Свидетельствуют документы

Из донесения командира партизанского отряда С.Н.Зорина уполномоченному ЦК КП(б)Б по Ивенецкому межрайпартцентру Г.А.Сидорку «О положении евреев в Минском гетто с 1.IX по 25.X.1943 г.»

«...В конце сентября гитлеровцы окружили колонны рабочих евреев по местам работы, захватили и вывезли в лагерь СС на Широкую около 3.000 человек. Оттуда их грузили в вагоны. 3 суток все они находились без пищи и без воды, без воздуха и оправлялись внутри вагонов. После этого эшелон отправили. Судьба ясная.

21.Х.1943 г. гитлеровцы окружили все колонны рабочих по местам работы, и одновременно СС и полиция окружили гетто. Так из гетто, как с мест работы, вывозили всех евреев машинами–«душегубками» на уничтожение. Погром продолжался от 21 по 24.Х. Но только 21–го из гетто вывезли машинами, в следующие дни немцы уничтожили всех находившихся в гетто евреев, расстреливая их на месте. В этой акции немцы употребляли даже помощь собак, чтобы найти спрятанных в гетто людей, бросали гранаты в целях уничтожения всех до одного находящихся в гетто евреев.

В этой акции погибло 3.500 евреев.

Надо считать, что после этой «акции» гетто в Минске больше не существует.

Командир отряда Зорин».

Фонды НАРБ. Опубликовано:
«Лагерь смерти Тростенец...»


Война и Холокост не имеют границ


— Война не имеет границ. Холокост не имеет границ, — говорит белорусский архитектор Галина Левина. — И сейчас для общества, для сохранения памяти
Галина Левина.
ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА.
наступил очень сложный момент: уходят свидетели тех событий, которые рассказывали историю своими судьбами. В свою очередь, новое поколение задает вопросы о войне тоже уже по–новому, с позиций мирной жизни. И надо быть готовыми отвечать на них — доходчиво, понятно и убедительно. Иначе трагедия будет повторяться.

Что можно и нужно сделать? На мой взгляд, прежде всего интегрировать необходимые знания в общество, облекая их в современные формы. И здесь у нас есть большой потенциал, поскольку именно в некрупных городах, в поселках и деревнях люди хотят рассказать свою историю и увековечить ее. Это отличительная черта Беларуси в современной системе культуры памяти. Очень важно поддерживать такие инициативы. Сейчас наша архитектурная мастерская совместно со скульптором Александром Шаппо работает над реконструкцией мемориала узникам Дзержинского гетто, расстрелянным 21 октября 1941 года. Значительная часть финансирования проекта идет за счет безвозмездной благотворительной помощи.

Каждая страна, каждый народ ищет свои особые слова, чтобы поведать собственную историю. У нас сегодня по тем памятникам, что уже есть, трагедию и сопротивление Минского гетто можно изучать даже без гида. Я считаю, в Беларуси сформирован высокий художественный уровень памятников и мемориалов, заложена серьезная база для дальнейшего развития этого направления в мемориализации. Большую работу по сохранению памяти о жертвах Холокоста выполняет Историческая мастерская  имени Л.Левина при Минском международном образовательном центре имени Й.Рау.

***

Сегодня невозможно в полной мере представить, что чувствовали люди, переживавшие весь тот ужас. Люди, которых убивали. Им было страшно, им было больно. А как же страшно и больно было их детям...


Здание Исторической мастерской при ММОЦ им. Й.Рау сохранилось со времен гетто.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

Свидетельствуют документы

Из справки начальника разведотдела БШПД полковника Н.А.Скрынника о преступлениях гитлеровцев на территории Беларуси:

«...В Тростенецкий гражданский лагерь в ноябре м–це 1941 г. из города Минска была доставлена женщина вместе с 5–летним своим сыном. Комендант лагеря приказал поместить в лагерь женщину, оставив ребенка на произвол судьбы. Мальчик, ухватившись за руки матери, плакал и говорил, что «я от мамы никуда не уйду». Когда коменданту перевели слова мальчика, он подошел, молча взял ребенка, бросил в яму и приказал матери засыпать землей своего ребенка живьем. И после того, как она отказалась выполнить это требование, женщина была расстреляна и вместе с живым сыном засыпана землей...».

Если такое забывать, следующей жертвой окажется еще чей–то сын.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter