Новое дыхание формата «нормандской четверки»

Минские соглашения: лед тронулся

В эти дни мир обсуждает парижские переговоры в «нормандском формате». Предыдущая встреча «четверки» состоялась три года назад, в 2016 году, после чего формат оказался фактически замороженным. О его возрождении заговорили практически сразу после избрания Владимира Зеленского на пост президента Украины.


Владимир Зеленский шел во власть как «президент мира», обещая скорое урегулирование конфликта. Усталость украинского общества от националистического радикализма и войны, которая ложится бременем на экономику в виде не только военных расходов, но и политически мотивированных издержек из-за разрыва связей с Россией, обусловили широкую поддержку молодого политика и на востоке, и на западе страны.

Однако реализовать свои обещания Владимиру Зеленскому не так-то просто. Ведь политические радикалы, так называемая партия войны, в украинской политике по-прежнему весьма сильна, и ее влияние налагает на действия президента серьезные ограничения. Зеленский оказался под мощным давлением, и каждое его движение в сторону какого-либо компромисса объявляется радикалами «предательством» и «капитуляцией». Вот и нынешняя поездка украинского президента в Париж сопровождалась шумными акциями под лозунгами «Нет капитуляции!»

Из-за этого никакого целостного плана действий, с которым можно было бы выйти на встречу «нормандской четверки», у украинского президента не оказалось. По сути все его инициативы в рамках мирного урегулирования носят сугубо точечный характер и не решают принципиальных проблем. Так, в начале осени удалось осуществить масштабный обмен пленными, включая ряд знаковых фигур с обеих сторон конфликта, а также развести войска на двух участках линии соприкосновения. Однако подобные демонстративно-показательные разводы производились и раньше, и они не оказывали никакого принципиального влияния на общую обстановку вялотекущей позиционной войны.

Эти два направления, развод войск и обмен пленными, по-прежнему остаются основными козырями Зеленского, и договоренности по этим чисто техническим вопросам оказались одним из основных результатов встречи. Ожидается новый обмен пленными, пожалуй, самый масштабный за время конфликта. Более того, при оптимистическом развитии событий, возможно, удастся полностью решить проблему удерживаемых лиц. Кроме того, предполагается разведение войск еще на трех участках линии соприкосновения.

Однако в принципиальных политических вопросах продолжается топтание на месте. По-прежнему нет договоренностей об очередности выполнения минских соглашений. Украина настаивает на передаче ей конт-ролируемого непризнанными республиками участка границы как предварительного условия выполнения политических пунктов (особый статус отдельных райо-нов Донецкой и Луганской областей и проведение местных выборов). Именно по этим вопросам Зеленский находится под наиболее жестким внутриполитическим прессингом и не может выйти за рамки повестки, продвигаемой радикалами. 

Еще одним болезненным для Украины пунктом остается проблема газового транзита. 1 января истекает десятилетний контракт по поставкам российского газа в Европу по украинской трубопроводной системе. Несмотря на конфликт на Донбассе и резкое ухудшение российско-украинских отношений, Москва продолжает исправно прокачивать голубое топливо по украинским трубопроводам, тем самым пополняя украинский бюджет. Однако Россия не скрывает намерений снизить свою зависимость от украинского транзита, перенаправив газовые потоки на обходные маршруты («Северный поток» и «Турецкий поток») и не желает заключать новый долгосрочный контракт. Парижская встреча не принесла каких-то прорывных результатов, хотя зафиксировала готовность разговаривать друг с другом, что тоже неплохо. Учитывая груз накопившихся противоречий, ничего иного ожидать и не приходится. Следующий саммит запланирован через четыре месяца. 

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter