Заявление Меркель об обмане России отзовется вопросом доверия к странам ЕС и НАТО

Минские соглашения и немецкие маневры

Первичный шок от признания Меркель прошел и отозвался в мире вопросом доверия. Экс-канцлер призналась, что Минские соглашения для нее и стран НАТО были всего лишь фикцией, чтобы выиграть время. И начинить Украину оружием, нарастить войска возле наших границ, подготовить людей для участия в этой войне…

Суть озвученных заявлений точнее всех сформулировал наш ­Президент на полях саммита ЕАЭС: «Если обманывали и готовились к войне, это отвратительно. А то, что говорит сегодня Меркель, вторя Порошенко, — это мерзко. Это тренд». Что бы ни стояло за откровением об обмане, в сухом остатке оно для других политиков отзывается неприятно. Как ни верти: и этак и так. Ведь в какой-то момент бывший канцлер Германии все-таки врет.
Вопрос только в том, что стоит у истоков и что еще раскрывает признание Меркель: саму сущность политики всех западных стран или свое малодушие?
В первом случае ее слова звучат как серьезный вопрос о возможности доверия Западу, Евросоюзу и НАТО. Во втором — поступок просто роняет личный статус бывшего канцлера. Но вполне ожидаемо, что проблемный вопрос отзовется именно комплексно. В этом смысле заявления Меркель для нее и ЕС остаются медвежьей услугой.

«Этим самым она перечеркнула все то, что делала и для Германии, и для Европейского союза», — в общении с журналистами подмечает наш ­Президент. Очевидно, что и в остальных рассуждениях прав белорусский лидер: основные причины заявлений Ангелы Меркель кроются в психологии. За последний год маневры против России и сочувствие Украине превратились в своего рода тренд. В рамках западного сообщества от пребывания в нем стал зависеть и политический статус.

В любой социальной группе, где избрали изгоя, есть искушение начинать действовать в унисон с остальными. Не потому, что тот человек какой-то сильно плохой, а оттого, что добрые отношения с ним превращают в объект травли всех, кто дружит «не в тренде».

За годы правления Меркель и правда проявляла себя как союзник России, который выступал за Минские соглашения и перемирие конфликтующих стран. Вполне возможно, что и она сегодня боится утонуть в шквале западной критики. А через признание про обман России пытается поддержать свой персональный статус на плаву зарубежной политики.

Однако едва ли на Западе поступок бывшего канцлера воспримется с благодарностью. 
Если допустить, что фрау не врет, ее заявление лишь подтверждает суть опасений России. Если в Украине действительно шла подготовка к военному конфликту, это значит, что Запад снова солгал, выставляя Россию агрессором. И здесь еще один повод задуматься о доверии в контексте политических отношений.
Также причиной заявления Меркель могли стать переживания личного кризиса в связи с отставкой. Суть в том, что при завершении карьеры уходит былая динамика, связанная с реализацией в профессии, люди нередко переживают утрату своей социальной значимости, поэтому им важно построить иную жизнь, где они эту значимость приобретут.

Несложно представить, к каким масштабам влияния привыкает человек в должности канцлера. В похожей ситуации очутился и Порошенко, для которого уход с президентской должности тоже мог повлечь персональный кризис.

«Они — Меркель и Порошенко — хотят показать свою значимость. Что украинская армия, смотрите — воюет, сопротивляется одной из сильнейших армий мира потому, что «мы обманули тогда в Минске всех, и мир весь обманули, и Россию, и так далее». Мелко и мерзко… Неправда, что они это делали для того, чтобы обмануть. Все было серьезно».

Взглянув на события под светом этих закономерностей, с позиции психологии размышления нашего ­Президента звучат справедливо. Жаль только, что бывшие лидеры с вызовом жизни не справились. Вернее, справились недостойно.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter