Минска бешеный темп

У меня просто голова идет кругом. А тут по радио как раз то ли реклама, то ли интервью с кем–то знаменитым, то ли реклама под видом интервью: «Нас часто спрашивают: как вы все успеваете?» Выключаю. Меня! Спросите меня, как я все успеваю! И я честно скажу: не успеваю. Не успеваю даже половины из того, что мне хотелось бы сделать, увидеть, послушать, не успеваю встретиться и выпить кофе с ближними и немного более далекими, но такими интересными, не успеваю почитать все книги, которые хочу почитать и которые считают нужными, — множу список. Множу множество списков: что посмотреть обязательно (вон коллега из «СБ» Виктория Попова не ленится поехать в Вильнюс ради хорошего спектакля, а я что, не могу найти время сходить на рекомендованный друзьями спектакль «Каханне як мiлiтарызм» в Купаловском? Позор! Позор! В свое оправдание могу сказать только то, что концерт Алеся Камоцкого не пропускаю никогда), на какую выставку сходить в первую очередь, а на какую в первую после первой, расставляю нужные книги по спискам: в очередь, мои дорогие, в очередь. Считаю дни до пенсии, когда можно будет не спешить и читать, и смотреть все, что не успела за предыдущую жизнь. Счет не радует: еще не скоро. И только людей — ближних и тех, которые немного дальше, но которые так интересны, — не расставляю по спискам и очередям: вношу в ежедневник дату и время. Хотя бы на час, хотя бы на чашечку. От обилия неизбежного в этом случае кофе сердце отбивает бешеный ритм (минский ритм?), но я не знаю, от чего оно на самом деле трепещет больше — от кофеина (стала выбирать варианты помягче, чтобы молока побольше) или от радости встреч — с людьми, картинами, музыкой и новым. Новым — это непременно.

«Рябь невидимых полей»
фото buk.by

Вот была неделю назад на открытии выставки «Рябь невидимых полей» Эвелины Домнич и Дмитрия Гельфанда в галерее «Университет культуры». Во–первых, отличная галерея прямо в центре города, и там все время происходит что–то интересное: то вот выставка, то джазовый мастер–класс, то презентация книги и чтение стихов. Если куда–то очень хочется пойти на встречу с прекрасным, но не знаете, где его искать, смело идите сюда — не ошибетесь. Во–вторых, интереснейшая тема — как сделать невидимый мир не только видимым, но и видимо прекрасным. Прекрасным настолько, чтобы это стало искусством. Выставка очень невелика — всего три экспоната, и это обидно. Хотя авторы признаются, что их самая большая экспозиция (в прошлом году в Париже) включала шесть экспонатов, так что Минску (родному городу Эвелины Домнич, между прочим) даже повезло. Но все равно жаль, что всего три, потому что после двух («Ионная дыра» особенно прекрасна) перед входом в Camera Lucida — очередь (по крайней мере, на открытии очередь была, и много известных в Минске людей из мира искусства и из мира науки терпеливо в этой очереди стояли). Услышать звук цвета или увидеть цвет звука — если вам это всегда казалось почти абсурдом и плодом воображения (может быть, вы думали — больного воображения) писателя, то вы ошибались. Увидите Camera Lucida — и все невообразимое станет явью. А я вот рассматриваю эти странные, но такие притягательные экспонаты и думаю: как все–таки важно художнику найти незанятую нишу. И как это безумно трудно. Но если удается — тут тебе и выставки, и интервью, и запоздалое признание на родине.

В другой день спешу в музей театральной и музыкальной истории — там открывается выставка фотографий, посвященная человеку, который сделал белорусский балет узнаваемым в мире, — Валентину Елизарьеву (с которым я сделала большое интервью, так что ждите, скоро будет). А выставку эту, между прочим, сначала показали все в той же галерее «Университет культуры». А после открытия этой выставки («Нужно быть очень смелым, чтобы идти в искусство хореографии», — признается Валентин Николаевич) бегу в театр белорусской драматургии, где дают спектакль «Карьера доктора Рауса». Герой — Франциск солнце наше Скорина — мой главный мужчина года. На этой неделе я сдала в издательство «Звязда» рукопись книги, в которую превратился мой проект «Исторические прогулки с Франциском Скориной», а потому не могу смотреть спектакль равнодушно. У меня много внутреннего протеста (автор скрывается за удобной припиской «Исторически неточная пьеса»), но идея — о стране, которая как будто немного потерялась между Россией и Польшей, — кажется мне актуальной. Жаль, не слишком хорошо проработана эта идея. Спектакль закончился — бегу дальше. Кажется, нужно немного поспать? Надеюсь, ночь пройдет быстро, а утром — снова бежать. И думать о том, что я снова ничего не успеваю.

Может быть, все дело в необъятных желаниях? Весьма вероятно. По крайней мере, мой муж уверен, что дело именно в этом. Но я всегда парирую: дело в необъятных возможностях, которые предоставляет сегодня Минск. Бегу на очередную встречу — и страдаю: не успеваю на следующую. Бегу на открытие выставки — и страдаю: на другое открытие другой выставки не успею (и, кстати, что там сегодня в «Университете культуры»?). Усаживаюсь в театральное кресло — и переживаю: а в это же время в другом театре... Концерты, выставки, беседы!.. Вы заметили, как много сейчас в расписании бесед? Сейчас разговаривают все — интеллектуалы, специалисты в своем деле и любители всего на свете. Просто потрясающе, как много людей готовы поделиться своими знаниями.

Самый большой страх сегодняшнего времени — куда–то не успеть и что–то пропустить. Я даже не в страхе, я — в ужасе.

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter