Минск спасет мир в Закавказье?

Олег ШЕВЦОВ

Политический обозреватель «СВ»

Группа ОБСЕ по содействию и урегулированию нагорно-карабахского конфликта срочно возобновляет свою деятельность.

В современном дипломатическом сленге за Минском, похоже, прочно закрепилось значение «международного посредничества в особо тяжелых региональных конфликтах».

В Европе ждут от Минских соглашений по Украине выхода из тупика убийственного конфликта между Киевом и Донбассом.

А сейчас заговорили о деятельности Минской группы по Нагорному Карабаху, где сопредседателями являются представители России, Франции и США, которая должна помочь остановить возможное разрастание военного конфликта между Арменией и Азербайджаном.

Вооруженные столкновения в зоне Нагорного Карабаха вновь появились в ночь на 2 апреля. Азербайджанская армия начала полномасштабное наступление на позиции сил обороны НКР на южном и северо-восточном направлениях с применением артиллерии, танков и авиации. Армянские силы ответили огнем. Люди гибнут с обеих сторон, но каждый рапортует о потерях противника. Баку 3 апреля объявил вдруг о решении остановить в одностороннем порядке все военные операции в Нагорном Карабахе, но, судя по телехронике, надолго ли?

Разумеется, Минобороны обеих стран обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня и… тут же объявили о начале контрнаступлений. Помощник Президента Азербайджана Али Гасанов заверил, что его страна не готовится нападать на Армению. При этом он уточнил: «Мы не угрожаем национальной безопасности Армении, просто стремимся освободить оккупированные ею азербайджанские земли». МИД Азербайджана в молотовском стиле заявил, что Баку готов к прекращению огня при условии, что «Вооруженные силы Армении покинут Нагорный Карабах и восстановят территориальную целостность Азербайджана». Министр обороны Азербайджана Закир Гасанов грозит отдать приказ о начале артиллерийских ударов по армянским позициям в Ханкенди (Степанакерте)». Все это обещает полномасштабную войну в Закавказье.

Не менее воинственные призывы с другой стороны. «Приказ министра обороны означает, что в Баку лишь сейчас поняли, что в Карабахе идут военные действия. Но в Азербайджане должны знать, что армянская сторона нанесет еще более мощный ответный удар», – негодует в ответ пресс-секретарь армянского Мин-обороны Арцрун Ованнисян. Президент Армении Серж Саргсян, не считая свою страну участницей конфликта, указал, что Азербайджан должен напрямую вести диалог с властями НКР. Ереван, по его словам, признает независимость этой республики, если наступление Баку продолжится. Условием перемирия Армения называет восстановление линии разграничения 1994 года по Бишкекскому протоколу.


В Нагорном Карабахе опять неспокойно.

Госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел России Сергей Лавров, обсудив по телефону виток напряженности, заявили, что «у карабахского конфликта не существует военного решения». О том же говорил С. Лавров с немецким коллегой Ф.-В. Штайнмайером. Их общая позиция в том, что Азербайджан и Армения должны «незамедлительно прекратить нарушение режима прекращения огня». Но благих призывов мало, нужны твердая воля и системное скоординированное влияние.

Очень важно то, что С. Лавров и Д. Керри осудили попытки отдельных «внешних игроков» подстегивать конфронтацию вокруг Карабаха и договорились активизировать усилия России, США и Франции как сопредседателей Минской группы ОБСЕ по содействию в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Россия не обвиняет какие-либо внешние силы, в том числе и Турцию, что именно они спровоцировали последнюю вспышку напряженности в Нагорном Карабахе, но третья сторона в конфликте пытается сорвать мирное урегулирование, заявил глава МИД Сергей Лавров. С Баку и Ереваном С. Лавров все время в контакте. Время не ждет.

Внутри постсоветского пространства тоже идут консультации и выработка позиций. Соседям по СНГ не нравится перспектива разрастания еще одного горячего конфликта в постсоветском пространстве, да еще поддерживаемого извне.

Президент Турции Реджеп Эрдоган поспешил заявить, что братская Турция останется с Азербайджаном до конца, хотя для поиска мира нужны обе стороны конфликта. Иначе спокойствия и урегулирования не будет, но это турецкого деятеля не очень смущает.

Тут и мог бы вступить в политическую игру Минск, давший наименование уже испытанному дипломатическому орудию – Минской группе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Хотя на этот раз ее заседание пройдет в Вене.

Но урегулирование на этом не кончается. И формат вполне сможет вернуться туда, откуда начался, чтобы выработать долгосрочный компромисс.

Почти одновременно с обострением конфликта в НКР Президент Александр Лукашенко обозначил значимость взаимодействия России и Беларуси для установления справедливости в международных отношениях: «Координация усилий между Россией и Беларусью позволяет добиваться укрепления глобальной стабильности и содействует более справедливому мироустройству».


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter