Формат фестиваля и впрямь революционный: ну где еще молодые художники(да и не художники вовсе) могут выставиться вместе с мэтрами искусства? Более того, для многих сам процесс вовлеченности в «Арт-Минск» намного важнее, чем результат – продажа работ.
Молодость смогла
В этом году организаторы действительно сделали все, чтобы показать публике характерный срез современного искусства и тенденции актуальной белорусской арт-сцены. На поиск жизненных и художественных ориентиров была брошена большая команда во главе с куратором Александром Зинкевичем. Общими усилиями на фестиваль отобрали около 200 авторов, а это почти 450 (!) работ, созданных за последние три года.Если присмотреться к этикеткам, увидим много новых имен: заявку могли подать все желающие, а не только члены Союза художников или уважаемые мастера. Последние, однако, в тени не остались. На втором этаже Дворца искусства представлен в том числе недавний юбиляр Владимир Савич, чье масштабное полотно «Отзывались призраки в стенах» оценено самим автором в 15 тысяч рублей. На соседней стене – картина «Спасшийся» Валентина Губарева, ее художник отдает за почти 27 тысяч. Работы Ивана Семилетова обойдутся дешевле: от трех тысяч рублей.
В числе участников – как представители актуального искусства, так и строгие академисты
Акцент, впрочем, демонстративно сделан на молодежи. На «Арт-Минске» его кураторы традиционно предоставляют право голоса всем, кому, как правило, не достается высоких музейных трибун. Открывать новые имена – одно из приоритетных направлений работы Союза художников, не скрывает первый заместитель председателя, искусствовед Наталья Шарангович:
– Какая проблема для нас особенно актуальна? Привлечение молодежи к участию в выставках. Обычно ведь как бывает: молодежь оканчивает вуз и понимает, что дальше нужно зарабатывать деньги. И этот процесс зарабатывания денег очень часто уводит ребят от выставочного процесса. Потому что здесь нужно многое вложить: деньги, время, усилия… Купи материалы, сделай качественную работу, оформи ее, привези… Но те молодые художники, которые через это прошли, на самом деле после участия в «Арт-Минске» или других наших проектах только выиграли: о них заговорили, написали СМИ. Таким образом, постепенно выставочный процесс начинает их затягивать. Есть молодые ребята, сотрудничающие с нами уже не первый раз. Участвуют в одном проекте, другом – и тем самым набирают необходимое количество республиканских выставок для вступления в Союз художников.
Художники экспериментировали с формой, пластикой, цветом и светом
Свои люди – сочтемся
В отличие от мэтров молодые художники с гостями предпочитают заигрывать. Оттого ценообразование большинства работ наверняка вызовет вопросы у неподготовленной публики. Так, скажем, почти две тысячи рублей за зеркало, расписанное аэрозолем из баллончика, от художницы Марии Копеть – это нормально или много? А сказочной красоты офорты от Натальи Муравьевой за 443 рубля каждый – оправданна ли такая цена? Наталья Шарангович подобные вопросы зрителей сразу пресекает:– Художник должен продавать свои работы – и это абсолютно нормально. Если цена не устраивает, можно связаться с автором напрямую и прийти к компромиссному решению. Думаю, проблем не будет. Другое дело, что этим фестивалем мы делаем попытку создать некую модель современного арт-рынка. Хотя сама по себе выставка некоммерческая, на нее нет смысла приходить с полным кошельком денег. Но мы сотрудничаем с онлайн-площадкой аrtcenter.by, которая как раз и занимается продажей произведений искусства.
Под каждым объектом размещен QR-код, по которому можно больше узнать не только о понравившейся работе, но и о ее авторе. Чтобы попасть на «Арт-Минск», произведение искусства должно соответствовать главному требованию – качественному исполнению. Тематика и направление искусства роли не играют. Как, впрочем, и профессия автора. Иметь профессиональное художественное образование желательно, но не обязательно, добавляет Наталья Шарангович:
– Скажем, здесь представлена работа художницы из Витебска Ольги Жебиной, которая пишет под псевдонимом O.ZHE. Она окончила Витебский технологический университет, работала на одном из предприятий художником по тканям, потом переехала в Минск. Она не художник по основной профессии, но талант у нее от природы. Это чуть ли не готовый кандидат к вступлению в Союз художников. Сначала Ольга стеснялась выставляться, но потом приняла участие в «Осеннем салоне», «Арт-Минске»... И втянулась. И это тоже наша цель: стимулировать, искать и находить новые имена.
Кураторы «Арт-Минска» попытались спровоцировать общение между зрителями и работами
Вторая позиция Союза художников по «Арт-Минску» – помочь локальному искусству интегрироваться в республиканское. Тенденция показывать минской публике работы художников из регионов угадана весьма точно: на это действительно есть запрос. На фестивале представлены авторы из Витебска, Гродно, Мозыря, Гомеля, Новополоцка, Бреста и других городов, обращает внимание Наталья Шарангович:
– Опять же после фестиваля многие наши художники понимают: они интересны, их искусство востребовано. Отличительная особенность художественного поля Беларуси все-таки не в рассредоточенности, а в сосредоточенности. Когда художники из других городов показываются в Минске, они наполняются уверенностью, энергией. Такого сильного отклика, как в Минске, они не получают больше нигде.
Продлится «Арт-Минск» до 12 июня
leonovich@sb.by