Источник: Знамя юности
Знамя юности

От злободневных арт-высказываний до классических пейзажей – сходили на выставку современного искусства

Минск смотрит

«Арт-Минск» – один из тех редких проектов, который не только вызывает горячие споры в профессиональном сообществе, но и интерес у внешнего мира. 


Формат фестиваля и впрямь революционный: ну где еще молодые художники(да и не художники вовсе) могут выставиться вместе с мэтрами искусства? Более того, для многих сам процесс вовлеченности в «Арт-Минск» намного важнее, чем результат – продажа работ.

Молодость смогла

В этом году организаторы действительно сделали все, чтобы показать публике характерный срез современного искусства и тенденции актуальной белорусской арт-сцены. На поиск жизненных и художественных ориентиров была брошена большая команда во главе с куратором Александром Зинкевичем. Общими усилиями на фестиваль отобрали около 200 авторов, а это почти 450 (!) работ, созданных за последние три года. 

Если присмотреться к этикеткам, увидим много новых имен: заявку могли подать все желающие, а не только члены Союза художников или уважаемые мастера. Последние, однако, в тени не остались. На втором этаже Дворца искусства представлен в том числе недавний юбиляр Владимир Савич, чье масштабное полотно «Отзывались призраки в стенах» оценено самим автором в 15 тысяч рублей. На соседней стене – картина «Спасшийся» Валентина Губарева, ее художник отдает за почти 27 тысяч. Ра­боты Ивана Семилетова обойдутся дешевле: от трех тысяч рублей.

В числе участников – как представители актуального искусства, так и строгие академисты

Акцент, впрочем, демонстративно сделан на молодежи. На «Арт-Минске» его кураторы традиционно предоставляют право голоса всем, кому, как правило, не достается высоких музейных трибун. Открывать новые имена – одно из приоритетных направлений работы Союза художников, не скрывает первый заместитель председателя, искусствовед Наталья Шарангович:

– Какая проблема для нас особенно актуальна? Привлечение молодежи к участию в выставках. Обычно ведь как бывает: молодежь оканчивает вуз и понимает, что дальше нужно зарабатывать деньги. И этот процесс зарабатывания денег очень часто уводит ребят от выставочного процесса. Потому что здесь нужно многое вложить: деньги, время, усилия… Купи материалы, сделай качественную работу, оформи ее, привези… Но те молодые художники, которые через это прошли, на самом деле после участия в «Арт-Минске» или других наших проектах только выиграли: о них заговорили, написали СМИ. Таким образом, постепенно выставочный процесс начинает их затягивать. Есть молодые ребята, сотрудничающие с нами уже не первый раз. Участвуют в одном проекте, другом – и тем самым набирают необходимое количество республиканских выставок для вступления в Союз худож­ников.

Художники экспериментировали с формой, пластикой, цветом и светом

Свои люди – сочтемся 

В отличие от мэтров молодые художники с гостями пред­почитают заигрывать. Оттого цено­образование большинства работ наверняка вызовет вопросы у неподготовленной публики. Так, скажем, почти две тысячи рублей за зеркало, расписанное аэрозолем из бал­лончика, от художницы Марии Копе­ть – это нормально или много? А сказочной красоты офорты от Натальи Муравьевой за 443 рубля каждый – оправданна ли такая цена? Ната­лья Шарангович подобные вопросы зрителей сразу пресекает: 

– Художник должен продавать свои работы – и это абсолютно нормально. Если цена не устраивает, можно связаться с автором напрямую и прийти к компромиссному решению. Думаю, проблем не будет. Другое дело, что этим фестивалем мы делаем попытку создать некую модель современного арт-рынка. Хотя сама по себе выставка некоммерческая, на нее нет смысла приходить с полным кошельком денег. Но мы сотрудничаем с онлайн-площадкой аrtcenter.by, которая как раз и занимается продажей произведений искусства. 

Под каждым объектом размещен QR-код, по которому можно больше узнать не только о понравившейся работе, но и о ее авторе. Чтобы попасть на «Арт-Минск», произве­дение искус­ства должно соответ­ствовать главному требованию – качест­венному исполнению. Тема­тика и направление искусства роли не играют. Как, впрочем, и профессия авто­ра. Иметь профессиональное художест­венное образо­вание желательно, но не обя­зательно, добавляет Наталья Шарангович:

– Скажем, здесь представлена работа художницы из Витебска Ольги Жебиной, которая пишет под псевдонимом O.ZHE. Она окончила Витебский технологический университет, работала на одном из предприятий художником по тканям, потом переехала в Минск. Она не художник по основной профессии, но талант у нее от природы. Это чуть ли не готовый кандидат к вступлению в Союз художников. Сначала Ольга стеснялась выставляться, но потом приняла участие в «Осеннем салоне», «Арт-Минске»... И втянулась. И это тоже наша цель: сти­мулировать, искать и находить новые имена. 

Кураторы «Арт-Минска» попытались спровоцировать общение между зрителями и работами

Вторая позиция Союза художников по «Арт-Минску» – помочь локальному искусству интегрироваться в республиканское. Тенденция показывать минской публике работы художников из регионов угадана весьма точно: на это действительно есть запрос. На фести­вале представлены авторы из Витеб­ска, Гродно, Мозыря, Гомеля, Новополоцка, Бреста и других городов, обращает внимание Наталья Шарангович:

– Опять же после фестиваля многие наши художники по­нимают: они интересны, их искус­ство востребовано. Отличительная особенность худо­жественного поля Беларуси все-таки не в рассредоточен­ности, а в сосредоточенности. Когд­а худож­ники из других городов показываются в Минске, они напол­няются уверенностью, энергией. Такого сильного отклика, как в Минске, они не получают больше нигде.

Продлится «Арт-Минск» до 12 июня

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter