Минск остается важной переговорной площадкой

Вчера в Минске специальный представитель госдепартамента по Украине Курт Волкер и представитель России провели встречу, которую накануне анонсировал начальник управления информации — пресс–секретарь МИД Дмитрий Мирончик. Он добавил, что мероприятие должно пройти за закрытыми дверями, что чрезвычайно опечалило журналистов. Впрочем, на мой взгляд, сам факт этой встречи дает большую информацию к размышлению, позволяет лучше и глубже понять дальнейший ход минского мирного процесса.

Волкер был назначен на должность 7 июля, его задача — координировать усилия госдепартамента США по урегулированию конфликта в Донбассе. При этом надо заметить, что именно после этого назначения в мировой прессе усилился пессимистический настрой по поводу выполнения минских договоренностей. Спорадически возникающие перестрелки на юго–востоке Украины служили основанием для такого пессимизма. Некоторые американские и европейские издания поспешили даже объявить, что минский процесс, дескать, мертв и пора запускать новый формат... Вот только какой? К сожалению, никто из критиков минского процесса даже близко не мог предложить чего–либо более реалистичного, чем прописано в знаменитых тринадцати пунктах Минска–2. Разве что кое–кто подсуетился в желании перехватить у Минска пальму мира — например, писали, что Прага захотела стать местом будущей встречи американского и российского представителей...

Но как видим, встреча Волкера с помощником Президента России Владиславом Сурковым состоялась в Минске. Это хороший знак не столько для самого Минска — руководство нашей страны не раз заявляло, что для нас важен сам мир, а не лавры миротворца. Но это хороший знак для самого минского процесса, слухи о смерти которого были не так уж и преувеличены.

На самом деле тревожиться есть о чем. Минские договоренности есть в открытом доступе — казалось бы, что неясного, берите по пунктам и выполняйте. Там прописан отвод войск от линии соприкосновения, а также обмен пленными, проведение конституционной реформы в Украине, принятие законов об особом статусе и проведение местных выборов в Донбассе. Но Киев стремится сначала вернуть контроль над границей, что не устраивает оппонентов... В общем, процесс действительно застопорился.

Что должно быть первоначально — это действительно зависит от самих участников конфликта. Но и большие державы не могут бездействовать. И в первую очередь США.

Несмотря на предвыборные заявления президента Трампа о том, что Европа должна сама решать свои проблемы, все–таки Соединенные Штаты полностью не отказались от стратегии по–хозяйски разрешать мировые споры. Для ЕС и США важно, чтобы существовала эта формальная база, минский процесс, не дающий скатиться ситуации в полный хаос.

А с другой стороны, Западу нужен минский процесс для собственной политики. Конгрессмены намертво связали снятие санкций против России с выполнением минских соглашений. Таким образом, эти антироссийские санкции, которые конгресс вынудил Трампа подписать, служат якорным моментом американской стратегии. Надо заметить, очень тяжелым якорем, связывающим Трампа по рукам и ногам.

Встреча Волкера и Суркова — это попытка прощупать дальнейший путь. Важно «продать» если не фактическое разрешение конфликта, то надежду на его разрешение. Это тоже своего рода якорный момент политики США, да и Евросоюза тоже. Если ты претендуешь на роль мировой державы, то должен дать людям надежду на мир. Или хотя бы на свою способность способствовать миру.

Вот почему я рассматриваю встречу Волкера — Суркова скорее в оптимистическом ключе. Создав этот пост спецпредставителя, Трамп постарается выжать максимум маневра для возможностей — после того как конгрессмены лишили его такого маневра и принудили к максимально жестким действиям по отношению к России.

На эту встречу можно посмотреть и шире, так как конфликт в Украине отражает более широкую конфронтацию. Мы видим глобальный конфликт, который стартует на севере Арктики через Балтику, Украину, Молдову вниз к Сирии и затрагивает все сферы от экономики до политики. Поле конфликта расширяется, при этом Запад и Россия потеряли платформу переговоров. Ограничение платформ для дискуссии означает ограничение шансов для решения проблем. И этим многие, прежде всего западные аналитики, серьезно озабочены.

Вот почему Запад так высоко оценил усилия Минска в поиске решения конфликта в Украине. Очень важно, что Беларусь видят как нейтральную территорию, которая ищет хороших отношений как с Западом, так и с Востоком. А с другой стороны, Беларусь заинтересована в разрешении конфликта в восточной Украине, и эта мотивация важна для всех наших соседей. Как ни крути, а миротворческая функция Минска стала якорным моментом для всего региона, который затягивает спираль конфронтации.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter