О встрече глав государств Таможенного союза, Украины и представителей Еврокомиссии

Минск: некоторые итоги

Прошедшая в Минске встреча глав государств Таможенного союза, Украины и представителей Еврокомиссии стала, безусловно, важным международным событием. Как и предполагалось, никаких прорывных результатов она не дала, однако стала важной вехой в налаживании международных отношений на европейском континенте в той новой ситуации, которая сложилась в результате украинского кризиса. Несмотря на то, что добиться существенного сближения позиций сторон не удалось, они продемонстрировали готовность выйти из режима взаимных обвинений и конфронтации и договариваться за столом переговоров. И это само по себе уже является результатом.


Безусловно, основное внимание было приковано к российско-украинским переговорам. Сам факт их проведения стал, по сути, первым шагом в выстраивании официальных контактов между Москвой и Киевом после Майдана, последовавшего за ним присоединения Крыма к России и начала конфликта в Донбассе. Фактически российско-украинские отношения начинают выстраиваться с нуля, в крайне тяжелой и конфликтной атмосфере. 


Буквально накануне встречи в Минске Россия наконец признала легитимность «постмайданной» киевской власти и президента Порошенко. До этого Москва уклонялась от официального признания произошедших в Украине политических изменений после 21 февраля, а также результатов президентских выборов 25 мая. Признав легитимность действующей украинской власти, Россия фактически признала и территориальную целостность Украины, за вычетом Крыма. Говоря о конфликте в Донбассе, Владимир Путин подчеркнул, что это прежде всего внутреннее дело Украины. Таким образом, снимаются опасения, что Россия в одностороннем порядке может санкционировать пересмотр постсоветских границ. Подобные опасения возникли как после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, так и после крымских событий этого года.

Действительно, постсоветские границы далеки от совершенства, и многочисленные конфликты в бывших союзных республиках тому свидетельство. Тем не менее неконтролируемый пересмотр границ — это путь к хаотизации, «балканизации» пространства бывшего СССР. Поэтому поведение России в ситуации вокруг Донбасса призвано продемонстрировать, что изменение границ, как это было с Абхазией, Осетией и Крымом, является крайним и нежелательным вариантом разрешения конфликтов.

В то же время очевидно, что признание президентом России конфликта в Донбассе внутриукраинским вопросом не более чем дипломатическая фигура речи. Украинский кризис давно перерос внутренние границы и обрел международный резонанс. Россия не может оставаться в стороне от украинского кризиса, поскольку в общественном мнении россиян широко распространено представление о жителях Донбасса как о «своих». Поэтому, признавая территориальную целостность Украины, Россия так или иначе будет добиваться особого статуса для Донбасса и, возможно, других «пророссийских» регионов. В то время как ЕС и США, стратегически придерживающиеся линии на сдерживание России, крайне не заинтересованы в усилении ее влияния в Украине. Президент Порошенко оказывается заложником как этих устремлений своих западных партнеров, так и внутриукраинских настроений, градус радикализма которых старательно поддерживается украинскими СМИ. Между тем в военном конфликте наметился перелом. Донецкие ополченцы перешли в масштабное контрнаступление, прорвавшись к побережью Азовского моря и оказавшись на подступах к Мариуполю. Похоже, что изменения в военной обстановке будут, в конечном счете, определять и конфигурацию политического решения.

shimoff@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter