Минск и Тегеран связывает экономическая выгода

Иран и Беларусь в конце мая договорились развивать сотрудничество в нефтяной отрасли и в поставках нефти в Европу. Но каковы конкретные схемы взаимодействия?

По словам иранского посла в Беларуси Абдольхамида Фекри, «мы можем развивать сотрудничество в области разведки и добычи нефти, что очень важно для обеспечения энергетической безопасности Беларуси. Белорусская сторона выбрала месторождение «Джофеир»: видимо, ее устроили технические характеристики этого месторождения. Мы ждем от Беларуси бизнес-план. Если он устроит иранскую сторону, то сразу  будет заключен контракт».
Упомянутое месторождение, расположенное на юго-западе Ирана, – одно из крупнейших в этой стране. Его дебит (среднесуточная мощность) – около 30 тыс. баррелей нефти в сутки. Предполагается, что разрабатываться белорусской стороной оно может либо самостоятельно, либо в рамках двустороннего или многостороннего консорциума. Причем в таком консорциуме будут два СП: отдельно для добычи и поставок в Беларусь, отдельно – для экспорта в зарубежье.
Возможно участие в этом консорциуме и сирийского бизнеса: против Ирана и Беларуси в регионе ЕС действуют торговые ограничения. А их соблюдают в том числе и 50 стран, ассоциированных с Евросоюзом. В ближайшее время антииранские санкции ЕС под давлением США могут еще сильнее ужесточиться, зато торговля «еврорегиона» с Сирией пока осуществляется без ограничений. Поэтому подключение сирийских бизнес-структур выглядит вполне оправданным. Тем более что между Ираном и Сирией действует зона свободной торговли, а взаимные экономические льготы «охватывают» и Беларусь. Впрочем, не исключено, что продукция «Джофеира» будет идти традиционным потребителям иранской нефти, а в Беларусь будет на компенсационной основе закачиваться российское «черное золото». Кстати, по схожей схеме осуществлялся многолетний советско-кубинский бартер «нефть/сахар»: СССР закупал для Кубы нефть в Венесуэле, а Венесуэла  получала право продавать такое же  количество советской нефти в Европе. Тем самым значительно сокращались транспортные издержки и повышалась торговая прибыль.
Характерно, что аналогичные договоренности недавно были достигнуты между Минском и Баку.
С Тегераном Минск сегодня связывает не только экономическая выгода, но и соображения политического характера. Не секрет, что оба государства зачислены Соединенными Штатами в свои недруги. Равно как и то, что все недовольные американским глобальным гегемонизмом на международной арене могут рассчитывать на взаимную поддержку перед лицом общей опасности. Это ярко проявилось и в ходе переговоров Александра Лукашенко с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, и в результатах недавних китайско-белорусских соглашений, согласно которым Беларусь может стать главным объектом китайских инвестиций в Центральной Европе. Так что соглашения с Ираном, судя по всему, не случайность, а часть новой экономической стратегии Минска.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter