"Миротворчество Беларуси внесло фундаментальные изменения в то, как Запад воспринимает Минск"

Минск — это мир

Миротворчество Беларуси внесло фундаментальные изменения в то, как Запад воспринимает Минск
В истории дипломатии минские соглашения стали уникальным примером достижения цели при наличии у договаривающихся сторон доброй воли. Но прошел год, и что показывает опыт дальнейшего развития событий в юго-восточной части Украины? Не грозят ли региону новые обострения и вооруженное противостояние? Что необходимо для укрепления мира в этой стране? Как реализовать хорошие идеи? Какие нужны дальнейшие действия, сформулированные в основном в Минске?


Ровно год назад были заключены минские соглашения, которые стали точкой отсчета в урегулировании конфликта в Украине. Бессонная ночь, которую провели в Минске главы европейских государств Ангела Меркель, Франсуа Олланд, Владимир Путин и Петр Порошенко, можно сказать, вошла в учебники истории... Сегодня звучит много самых разных оценок о ходе минского процесса, но независимо от тона как участники конфликта, так и наблюдатели сходятся в одном: это механизм урегулирования, альтернативы которому нет. И ровно год спустя Минск вновь стал местом встречи «нормандской четверки», только уже в экспертном составе. Аналитики, политологи, представители исследовательских центров и политических фондов из России, Украины, Германии, Франции собрались на международную конференцию «Минский диалог» для дискуссии о достижениях и будущих вызовах.

Предвидя возражения скептиков, которые буквально в эти дни наблюдают очередные перестрелки в Донбассе, надо сказать сразу: да, риск эскалации конфликта еще остается. Тем более важно сегодня сделать все, чтобы этого риска избежать. И если критики говорят, что до мира в Украине еще далеко, то на это участники вчерашнего обсуждения дали общий контраргумент: да, «Минск–2» не принес окончательного мира. Но! Войны стало меньше. Разве этого мало, если речь идет о человеческих жизнях?

На это обстоятельство особо обратил внимание специальный представитель действующего председателя ОБСЕ в трехсторонней контактной группе по Украине Мартин Сайдик. Он сказал: «Есть значительный спад числа жертв, и в частности среди гражданского населения. Это важный успех». Мартин Сайдик сказал также о прогрессе в сфере безопасности благодаря минским соглашениям. Насколько это важный момент, мы начинаем понимать на примере Сирии, где как раз нечто подобного минским соглашениям не удалось достичь. Женева пока с этой ролью не справилась.

И вот тут как раз наступает очень важный момент в переоценке Минска в сторону большей его, если можно так выразиться, политической капиталоемкости. На этом моменте сосредоточил внимание эксперт из Германии Вольфганг Зендер.

В Минске, сказал он, мы должны видеть более широкую картину, потому что конфликт в Украине отражает более широкую конфронтацию. Современная сфера конфликтности стартует на севере Арктики через Балтику, Украину, Молдову вниз к Сирии и затрагивает все сферы от экономики до общества. Поле конфликта расширяется, а Запад и Восток потеряли платформу переговоров. Ограничение платформ для дискуссии означает ограничение шансов для решения проблем.

И вот тут представитель Германии обращает внимание, что Беларусь вернулась в фокус международного внимания. «Минск–2» показал, как Восток и Запад могут успешно разрешать конфликты, если они будут использовать Беларусь как площадку и как участника переговоров.

Почему Беларусь привлекательна для разрешения конфликтов?

Александр Лукашенко:
Вопросы войны и мира решаются месяцами и годами, а здесь
удалось в течение 15 часов договориться о прекращении огня.

Вольфганг Зендер ответил вполне аргументированно: прежде всего стороны конфликта рассматривают Беларусь как нейтральную территорию, которая ищет хороших отношений как с Западом, так и с Востоком. Это право Беларуси как суверенного и независимого государства. Во–вторых, там видят высокое понимание Минском регионального контекста и того, как взаимодействовать с Западом и Востоком. В–третьих, Беларусь кровно заинтересована в разрешении конфликта в восточной Украине. Мотивацией для этого служит не только региональная безопасность нашей страны. Беларусь потерпела от санкций (в отношении России), хотя не является стороной конфликта.

Итак, по мнению европейских обозревателей, Минск предпринял многое, чтобы расширить свою мягкую силу и «Минск–2» стал краеугольным камнем для этого строительства. Обратите внимание: впервые по отношению к нашей стране прозвучало выражение «мягкая сила», предполагающее способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, привлекательной дипломатии.

Запад реагирует на это позитивно, потому что как раз такой дипломатии в современной Европе угрожающе не хватает. Более того, в выступлении немецкого докладчика прозвучало, что Запад должен помочь Беларуси экономически, чтобы она смогла полностью сконцентрироваться на мирной дипломатии. Нужно снять санкции с Беларуси, чтобы улучшить доверие.

Уже в кулуарах, общаясь со мной, Вольфганг Зендер сказал, что перед нами сегодня открывается новый горизонт. И если Запад делает сегодня хорошие предложения для Беларуси, то это не означает попытки включить нашу страну в геополитические игры. Это означает, что именно здесь, в Минске, были приняты решения, которые улучшили политический фон в Европе. Минск может стать новой Веной, Женевой или Хельсинки, так как находится между двумя большими силами. И это место является важным ресурсом еще и потому, что никакая другая страна не обладает таким пониманием и доверием России, как Беларусь.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 27 (24909). Пятница, 12 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter