Минкультуры объявил конкурс на производство фильмов

Свершилось то, чего кинематографисты ждали, на что надеялись и опасались...

Свершилось то, чего кинематографисты ждали, на что надеялись и опасались. Министерство культуры объявило конкурс на производство национальных фильмов. Это значит, что те режиссеры, которые рассчитывают на бюджетные средства для съемок своих картин, должны пройти определенный, во многом для них новый путь: от поиска продюсеров до продвижения фильмов, в том числе за пределами Беларуси.


«Проще не станет, — предупреждает коллег по цеху генеральный директор студии «Беларусьфильм» Олег Сильванович. — Закапывание бюджетных средств и то невнимание к ним, которое происходило раньше на студии, остаются в прошлом. И как гражданин своей страны я радуюсь новым подходам и принципам кинопроизводства».


Правда, и для г–на Сильвановича условия конкурса стали неожиданностью. Так, было объявлено, что сценарные заявки принимаются с 26 апреля по 26 мая. Специальная комиссия будет рассматривать их и подводить итоги до 1 сентября.


— То есть мы пропустим весь съемочный период? Нет ли здесь ошибки? — первый вопрос на пресс–конференции, где сообщили о старте конкурса, задал Олег Сильванович.


— В этом году пропустим, да, — ответила начальник управления киновидеоискусства департамента по кинематографии Минкультуры Светлана Шитикова. — А в следующем году постараемся наверстать.


Такую неритмичность в проведении конкурса «Беларусьфильм» обещал наверстать участием в совместном кинопроизводстве с другими странами. О том же, как должны поступать режиссеры, до сих пор не задействованные в съемках большого кино, и шла речь на пресс–конференции.


Допустим, вы гениальный мастер и хотите снимать кино. Для этого вам необходимо:


— написать/найти крепкий сценарий;


— убедить руководство «Беларусьфильма» или любой другой киностудии (как частной, так и государственной, зарегистрированной в Беларуси), что ваш сценарий самый лучший;


— от лица этой студии подать заявку в Минкультуры, предварительно заручившись поддержкой спонсоров в том, что они поучаствуют в реализации вашего кинопроекта хотя бы на 30 процентов.


Только и всего... Далее несколько месяцев вы ждете, пока компетентная комиссия, куда входят продюсеры, сценаристы, режиссеры, актеры (полный список экспертов еще прорабатывается), примет решение. А именно: выделять ли вам бюджетные средства на будущий фильм, представляет ли он художественную ценность для развития рынка кинематографии внутри страны или нет? Для того чтобы такую ценность картина представляла, необходимо, чтобы ее посмотрели в прокате не менее 80 тысяч зрителей. И тогда государство обязуется выплатить вашим кинопродюсерам риски — 50 процентов от невозврата денежных средств.


Еще один важный момент: игровые фильмы могут рассчитывать на государственную поддержку до 70% от общей стоимости проекта; неигровые, анимационные, фильмы для детей и юношества — до 100%; национальные фильмы — 100%.


— Проблема заключается в том, что найти частника, который захочет вложиться в наш национальный кинопроект на 70%, будет невероятно сложно, — предупреждает об опасностях рынка г-н Сильванович. — Крупных кинопродюсеров государственная поддержка фильма не очень занимает, и даже наоборот. Поэтому данный конкурс вовсе не означает, что мы садимся играть в покер, к примеру, с голливудскими компаниями, приглашая их к государственно–частному партнерству. На мой взгляд, данный конкурс дает большие возможности молодым кинематографистам. Для меня, как для руководителя студии, гораздо предпочтительнее начать снимать фильм с молодым режиссером. Потому что с мастерами среднего и старшего поколения я до сих пор не понимаю, в состоянии они сделать фильм или нет? Это говорит о том, что лучше бы не рисковать и не «запускаться» с ними. Мое глубокое убеждение, что революции в искусстве совершают молодые.


— Я к этой мысли отношусь настороженно, — возразил кинопродюсер Владимир Максимков. — Четвертый год подряд наша студия «Карамболь» проводит фестиваль альтернативного кино, и не могу сказать, что молодежь за эти годы завалила нас оригинальными идеями и сценариями. Мыслящие люди, не спорю, есть. Но для того чтобы их потенциал раскрылся, нужны годы.


— В любом случае первый шаг навстречу творцам сделан. Ждем вашей реакции и талантливых сценариев, — подытожил встречу Олег Сильванович.


P.S. Цена вопроса, кстати, вовсе не маленькая. Бюджетное финансирование конкурса на 2012 год составляет около 10 млн. долларов. Не раз приходилось слышать от режиссеров разной степени талантливости: «Дайте мне миллион — сверну горы, гениальный фильм сниму». Да берите, дерзайте!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter