Министр юстиции: если в результате медиации супруги передумают разводиться — это результат

В Минске прошел торжественный вечер, посвященный итогам пятилетия вступления в силу Закона Республики Беларусь «О медиации».

Фото: архив БЕЛТА

Медиация — это метод взаимовыгодного разрешения конфликтов, который проходит в виде переговоров между сторонами при участии независимого посредника-медиатора. Главное отличие медиации от суда кроется в предмете обсуждения: речь идет не о правовых позициях сторон, а о вариантах разрешения конфликта, которые устроят спорщиков.

— Говорить о том, что сегодня медиация прочно вошла в сферу разрешения конфликтов, и уровень ее распространения можно считать удовлетворительным, я бы не стал, поскольку со стороны участников конфликтов еще есть определенное незнание или недоверие к этому институту, — рассказывает министр юстиции Олег Слижевский— Поэтому здесь мы видим необходимость дальнейшего информирования общества о возможностях и преимуществах применения медиации.

Закон Республики Беларусь «О медиации» вступил в силу в 2014 году. За пять лет, прошедших после его принятия, в стране были проведены тысячи медиаций. На сегодняшний день в Реестре медиаторов, который ведет Министерство юстиции, насчитывается 775 медиаторов. Сегодня они подводят итоги прошедших лет, ведут открытый диалог о практике медиации и награждают лауреатов премии «За верность медиации».

— Я как медиатор родилась в тот же год, когда в Беларуси был принят Закон «О медиации», — смеется медиатор, адвокат из города Полоцка Елена Степанова. — Практика регионов складывается у нас непросто. Но если оценивать в целом по стране, то за период с 2014 года и до сегодняшнего дня мы шагнули вперед: медиация развивается, люди не утрачивают интерес, а медиаторы обучаются и делают все возможное для того, чтобы этот институт стал популярным и востребованным в нашем обществе.

В декабре 2019 года Президент Республики Беларусь подписал Закон № 277-3, корректирующий законодательство по вопросам медиации. Данный закон предусматривает внесение изменений в Гражданский, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный кодексы, в Кодекс о браке и семье, Налоговый кодекс, а также в Закон Республики Беларусь «О медиации». Изменения вступят в силу с 1 июля.

— В частности, речь идет о брачно-семейных отношениях, когда супруги принимают решение о расторжении брака. С 1 июля суд либо отдел ЗАГС обязаны оповещать стороны о том, что возможно проведение информационной встречи с медиатором, который обсудит с ними конфликтную ситуацию и поищет возможности урегулирования разногласий вплоть до сохранения брака, — объясняет министр юстиции. — Поскольку супруги не обязаны идти на встречу с медиатором, нововведение не говорит о том, что все сразу же, лавинообразно начнут обращаться к медиаторам при расторжении брака и передумают разводиться. Но тем не менее это определенный шаг: даже если в результате принятого изменения появятся единичные случаи, когда в ходе встречи с медиатором супруги передумают расторгать брак, это уже будет результат нововведения в законодательстве.

Министр отметил, что и в гражданском, и в хозяйственном процессах на любой стадии стороны могут заявить о применении медиации по спору, который рассматривается в исковом порядке в суде. Более того, у суда возникнет право оставить исковое заявление без рассмотрения, при этом будет возвращена уплаченная госпошлина. По словам Олега Слижевского, это экономический стимул не доводить дело до завершения судебного процесса и вынесения решения, а разрешить конфликт с применением медиации и найти компромиссное решение.

Соблюдение процесса медиации требует высокого профессионализма. В ближайшие семь дней возможность отточить навыки будет у медиаторов в рамках Недели практической медиации «Медиация — в помощь людям» на консультациях, лекциях, деловых встречах, семинарах и заседания клуба медиаторов. В том, что запрос на переговоры вместо суда у белорусов есть, никто не сомневается.

— Как практик я могу с твердой уверенностью заявить, что медиация вошла в жизнь не только тех, кто ею занимается, но и простых людей, — утверждает адвокат, практикующий медиатор, партнер адвокатского бюро Ирина Багнич— Очень часто запрос от людей поступает не только на адвокатскую услугу, но и на возможность договориться. Они упоминают медиацию, просят разъяснить механизм ее работы. Это радует! Значит, люди узнали, поверили, возлагают на медиацию огромные надежды, и она себя оправдывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter