Министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло: «Такого ассортимента продовольствия нет ни в одной стране»

Белорусское сельское хозяйство не только полностью обеспечивает продовольственную безопасность страны (и так будет продолжаться), но и важная составляющая ее экспортного потенциала. Это в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» подчеркнул министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло.


— Благодаря Александру Лукашенко, который почти 30 лет назад во главу угла поставил развитие агропромышленного комплекса, хотя многие скептики тогда улыбались и посмеивались, с 2010 года у нас полностью решена проблема продовольственной безопасности, — отметил министр. — У нас сейчас другая проблема: как реализовать на экспорт излишек продукции, который у нас есть? На сегодня более 60 процентов всего производимого молока и свыше 35 процентов мяса экспортируем. Мы не только себя накормили, но и стали важной составляющей экспортного потенциала. Посмотрите, какие у нас цифры экспорта. Если в 2020 году экспорт нашей сельхозпродукции составил 5,8, то за прошлый год — уже 6,7 миллиарда долларов, почти миллиард добавили. А в январе 2022-го, несмотря на все тонкости, нюансы, почти на 600 миллионов поставили продукции (на 27 процентов больше по сравнению с январем 2021-го). Это наш тренд. То, что своих людей накормим в любых сложнейших условиях, гарантирую, никто об этом не должен переживать.

Говоря о санкционном давлении на Беларусь, Игорь Брыло отметил, что на сельском хозяйстве оно скажется, но будет незначительным. У Беларуси есть все компетенции для того, чтобы заместить товарные позиции.

— Санкционные моменты не так чувствительны для нашего агропромышленного комплекса, как хотел бы Запад, — подчеркнул глава ведомства. — Если бы мы, к примеру, завозили из Франции, Нидерландов, Германии молоко, сыр, еще какие-то молочные или мясные продукты на процентов 50—60, то, наверное, сейчас у нас на полках было бы пусто. На сегодня ни в одном белорусском магазине нет такого, чтобы там не был представлен широкий ассортимент продукции. По мясной, молочной продукции в разы превышаем внутреннее потребление. В целом один человек в среднем потребляет немногим более 200 килограммов молока в год, а мы по итогам прошлого года произвели 828 килограммов на душу населения. Это четвертое-пятое место в мире. Да, есть тонкости по некоторым специфическим продуктам — допустим, сыру с белой плесенью. Но и эту импортозамещающую позицию заменим. На первом молочном заводе установлена линия, выпущена пробная партия. Думаю, во втором квартале этого года выпустим. То же касается и мясной продукции. Ассортимент молочной продукции у нас более 1500 наименований, мясной — свыше 1000. Ни в одной стране мира такого ассортимента нет.

Несмотря на то что последние события, в частности в Украине, спровоцировали в нашей стране ажиотажный спрос на продукты питания, опасаться их дефицита не стоит, отметил Игорь Брыло:

— Проанализировали, сколько продукции у нас на складах. Ее предостаточно для того, чтобы обеспечить внутренний рынок. Понятно, сейчас есть некий ажиотаж, в январе — феврале стали реализовывать этого товара в разы больше, чем, допустим, в декабре прошлого года. Наши предприятия по производству макарон уже круглосуточно работают. Сырья, муки, макарон хватает. И тушенки хватит. Если надо будет производить ее больше, переориентируем мясокомбинаты. Но никакой паники не должно быть. Если даже вдруг чего-то не будет хватать, меньше поставим на экспорт, оставим в Беларуси. Хочу, чтобы меня все услышали.


Министр констатировал, что есть некоторые трудности с овощами и фруктами, но все они решаемые:

— Берем блок плодово-овощной продукции. Есть некоторые тонкости. У нас был период, три-четыре месяца в году, когда в теплицах не выращивали томаты, огурцы. Их завозили из других стран, чуть более 20 тысяч тонн. Но в этом году будем максимально наполнять производственные мощности наших тепличных хозяйств и немножко перестраивать, чтобы световой день попадал на выращивание этих культур. Будем заниматься и модернизацией, и строительством новых тепличных хозяйств на базе крупных, которые имеют технологию, чтобы восполнить зелень, томаты, огурцы и так далее. Картофель, капуста у нас в том объеме, который позволяет не только внутренний рынок обеспечить, но и реализовывать: за два месяца этого года почти 200 тысяч тонн картофеля поставили на экспорт. Есть небольшая проблема с фруктами, те же цитрусовые у нас не растут. Ежедневно ведем диалог с торговыми сетями, бизнесменами, которые занимаются поставками этой продукции. Нюансы есть. Тем не менее изыскиваются новые страны, находятся новые поставщики. И эта продукция у нас тоже останется на прилавках.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter