Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко: Платить налоги — естественно и просто

Завтра налоговая служба отметит профессиональный праздник. В преддверии его мы спросили у министра по налогам и сборам Сергея Наливайко об итогах работы МНС и о том, что нового ожидать в обозримом будущем.

Фото БЕЛТА

— Сергей Эдуардович, и в системе налогообложения, и в самой работе налоговой службы на протяжении ряда лет происходили определенные изменения. Скажите, а какой вы видите конечную цель преобразований?

— Целью работы по повышению эффективности налоговой системы я бы назвал не какие–то конкретные показатели или цифры, а скорее ее качество, состояние. Все услуги, оказываемые плательщикам, должны быть максимально комфортными для них, нормы законодательства — простыми для понимания, налоговая нагрузка — оптимальной, а исполнение плательщиками своих обязательств перед бюджетом не должно приводить к большим потерям времени и вызывать у них трудностей.

Главная из функций системы налогообложения, на мой взгляд, сегодня — стимулирующая. Ведь понятно: только устойчиво и успешно развивающийся бизнес может наращивать налоговые платежи, в чем, в принципе, и состоит главный интерес государства.

— Вы сказали, что налоговая нагрузка на экономику должна быть оптимальной. А как понять, достигла она такого, оптимального, уровня или нет?

— Хочу сказать, что за последние десять лет величина налоговой нагрузки на экономику, то есть отношение всех налоговых доходов к ВВП, снизилась почти на 11 процентов — с 36,1 процента в 2008 году до 25,3 процента в 2016 году. Свою роль при этом сыграли и уменьшение количества налогов, и снижение ставок по некоторым из них, и оптимизации баз налогообложения. Мы подсчитали: снижение налоговой нагрузки позволило ежегодно оставлять в распоряжении субъектов хозяйствования в среднем по полтора процента ВВП, или почти 10 миллиардов деноминированных рублей в ценах 2016 года. И я могу с уверенностью говорить о том, что величина налоговой нагрузки не является препятствием для развития бизнеса.

Но дальнейшее снижение налоговой нагрузки может стать критическим с точки зрения формирования доходов бюджета, необходимых для обеспечения нормального функционирования государства. То есть важно соблюсти баланс интересов!

Вместе с тем сегодня налоговая система в Беларуси практически не отличается от зарубежных налоговых систем, а в сравнении с большинством государств — членов Евросоюза имеет самый краткий перечень налогов и самые низкие ставки по прямым налогам. При этом за счет платежей, контролируемых налоговыми органами, формируется более 70 процентов всех доходов консолидированного бюджета страны, тогда как еще несколько лет назад этот показатель составлял 64,2 процента.

— Вы, кроме всего прочего, упомянули о простоте норм налогового законодательства. Как этого можно добиться?

— Мы много работаем над этим. Из законодательства исчезают нормы, имеющие неоднозначное толкование, сокращается число отсылочных норм и так далее. В работе по совершенствованию налогового законодательства нам активно помогают механизмы общественных взаимоотношений между налоговыми органами и плательщиками, в том числе плодотворная работа с Ассоциацией плательщиков. Созданы дискуссионные площадки, на которых происходит анализ норм законодательства и обсуждение различных возможностей для его совершенствования.

Уже в ближайшее время в роли квалифицированных посредников между налоговыми органами и налогоплательщиками смогут выступить налоговые консультанты, чья профессиональная миссия, как это принято во многих развитых странах мира, как раз и состоит в защите интересов компаний и фирм, помощи в решении вопросов налоговой сферы. Проект указа «О налоговом консультировании в Республике Беларусь» вскоре, как мы надеемся, будет подписан Главой государства.

Фото Александра КУЛЕВСКОГО.

— Могу предположить, что эффективной работе налоговых консультантов будут способствовать и дистанционные формы обслуживания клиентов, которые активно развивает налоговая служба.

— Так и есть, налоговому консультанту, обслуживающему налогоплательщиков, территориально удаленных друг от друга, не придется разрываться между ними и налоговыми инспекциями, в которых они зарегистрированы. Поэтому налоговые органы активно расширяют дистанционное обслуживание и развивают линейку применяемых при этом электронных сервисов. Уже внедрены и развиваются многочисленные технологии, обеспечивающие плательщику возможность исполнить налоговые обязательства фактически из любого уголка мира. И я могу констатировать как увеличение числа пользователей таких электронных сервисов, так и расширение спектра оказываемых налоговыми органами электронных услуг. Так, на официальном интернет–сайте Министерства по налогам и сборам созданы «Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «Личный кабинет физического лица».

— Какие функции или действия доступны плательщикам в «Личном кабинете», и можно ли говорить о том, что этот сервис пользуется спросом?

— С помощью сервисов «Личного кабинета» плательщик может, к примеру, контролировать состояние расчетов с бюджетом, заказывая и получая при этом необходимую ему информацию в режиме on–line. Здесь же можно подать одну из 6 видов налоговых деклараций (расчетов). Среди возможностей также — подача заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с прилагаемым пакетом документов, подача заявления на свершение девяти административных процедур, получение электронных документов и различного рода информации от налогового органа и многое другое.

Спектр электронных услуг, представляемый в «Личном кабинете», постоянно расширяется.

Сегодня в «Личных кабинетах» работают более 85 тысяч организаций и 99 тысяч индивидуальных предпринимателей. Это — те плательщики, которые пользуются сервисом, применяя для входа в «Личный кабинет» ключ электронной цифровой подписи. Еще есть 246 тысяч физических лиц, зарегистрированных в качестве пользователей «Личного кабинета», попадающих в него по логину и паролю.

В дальнейшем расширение функций «Личного кабинета» будет направлено на повышение удобства использования уже существующих сервисов. Будут реализованы и дополнительные возможности.

— Но ведь «Личным кабинетом» не исчерпываются услуги, которые налоговые органы представляют в электронном виде?

— Весь комплекс электронных ресурсов налоговых органов, несомненно, шире.

Уже сегодня электронный ресурс «Центр информирования плательщиков» оперативно информирует плательщиков посредством рассылки сведений о налоговых событиях. Скоро появится «Форум налоговых органов», на сайте МНС начнет работать онлайн–консультант по теме «Создай свой бизнес». Здесь же будут аккумулированы нормативные и методологические материалы налоговых органов для плательщиков.

Сами за себя говорят условные названия некоторых услуг, к реализации которых сейчас модернизируется сайт министерства: «Решения по жалобам», «Сервис для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме физическим лицам», «Мобильное приложение для плательщиков — физических лиц».

— Еще немного и можно будет говорить о том, что налоговые органы могут общаться с плательщиками по любым вопросам исключительно в электронном виде?

— Об этом уже можно говорить. И сегодня плательщики, имеющие ключ электронной цифровой подписи, имеют возможность полного электронного взаимодействия с налоговыми органами в части направления в электронном виде документов и информации в форматах Word или Excel, прикрепленной к запросу в свободной форме. Установлено у плательщика специализированное ПО АРМ «Плательщика» — пожалуйста, работайте.

— Анализируя уровень электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, нельзя обойти стороной вопрос о введенном с нынешнего года порядке осуществления расчетов по НДС и принятия к вычету сумм этого налога. Что будет дальше происходить с системой электронных счетов–фактур по НДС?

— Если мы говорим о развитии дистанционных форм обслуживания плательщиков, было бы странно, если бы при этом не развивался дистанционный налоговый контроль. И система электронных счетов–фактур по НДС — как раз один из элементов такого контроля. Здесь в целом можно говорить о все большем приоритете камерального контроля в работе налоговых органов. Принцип такой: при минимальном вмешательстве в деятельность субъектов хозяйствования мы получаем максимальный эффект для бюджета. Электронные счета–фактуры позволяют дистанционно проводить оперативный камеральный контроль и на ранней стадии предотвращать незаконные схемы, связанные с необоснованным принятием к вычету и возврату НДС из бюджета.

— Но ведь это не единственная система, которая обеспечивает контроль за исполнением плательщиками своих налоговых обязательств. Сергей Эдуардович, скажите, оправдывают ли они себя?

— В полной мере. Вспомните, с 1 июля 2012 года в республике впервые в международной практике была внедрена в эксплуатацию система контроля торговых автоматов. После ее внедрения по отдельным плательщикам объемы выручки от осуществления вендинговой деятельности значительно возросли, в ряде случаев до 5 и более раз.

Или вот другой, свежий пример — механизм маркировки предметов одежды из меха контрольными (идентификационными) знаками с RFID–метками. Как показывает анализ, поступления в бюджет от субъектов хозяйствования, реализующих такие меховые изделия, увеличились в целом в 1,7 раза, у отдельных плательщиков — в 3 — 5 раз. На четверть возросла таможенная стоимость предметов одежды из меха, ввезенных в Беларусь из третьих стран.

Но, обращаю внимание, это лишь одна сторона медали. О какой технологии мы бы сейчас ни говорили, она по своей сути будет являться комплексной: с одной стороны, удовлетворяет требованиям налоговых органов, с другой — упрощает предпринимательскую деятельность, к примеру, учет товаров или оказанных услуг, представляет возможность для анализа.

Мы вели речь преимущественно об электронных услугах и сервисах, но, главное, в работе налоговых органов серьезно изменяется сам стиль работы, отношение к налогоплательщику.

Например, мы сейчас стандартизируем налоговые услуги. Это значит, что внутри налоговой службы вырабатываются единые требования к оказанию услуг плательщикам. Это своего рода программа, код, алгоритм действий, который обеспечит качество услуги, вне зависимости от того, где, когда и кем из работников налоговых органов она оказывается.

— Спасибо за беседу. С наступающим праздником!

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?