Министерство культуры открыло прием заявок на «Триеннале молодых художников» 2022 года

Это второй конкурс в этой серии. В первый раз он проводился в 2019 году. Организаторами тогда выступили Министерство культуры Республики Беларусь, Национальный исторический музей, Белорусская государственная академия искусств и Белорусский союз художников. Целью была названа «широкая популяризация художественных достижений молодых белорусских авторов и поощрение их деятельности».

Фото Министерства культуры Республики Беларусь

Сейчас, три года спустя, организатор один — Министерство культуры, — и единственная цель: выявить лучших. И вправду, прежде чем претендовать на «популяризацию» и «поощрение», неплохо бы доказать, что ты действительно художник.

В 2019 году молодые художники состязались в восьми номинациях: «скульптура», «живопись», «графика», «монументальное и монументально-декоративное искусство», «декоративно-прикладное искусство», «новация (арт-проект, инсталляция)», «искусствоведение и художественная критика», «кураторский проект в сфере изобразительного искусства», — плюс девятая: приз зрительских симпатий.

Любопытно, сколько их будет сейчас. Сохранится ли, к примеру, конкурс кураторских проектов, потому что в прошлый раз номинация была, а не было ни победителей, ни самих работ. Либо я их просто не заметила.

Скандальной была и победа в номинации «Новация». Специальный диплом после долгих споров (!!!) был вручен работе под названием «Культурный тренд», на которой без хитростей и затей был изображен логотип «Adidas». Кстати, у девушки, это сотворившей, красноречивый псевдоним — Цемра. И вот эту цемру, этот мрак выделили и наградили дипломом.

На моем диктофоне сохранилось выступление члена жюри:

— Ваша работа вызвала столько разговоров, столько работы души и головы… Спасибо вам, что вы заставили нас анализировать, думать, рассуждать, искать что-то в себе… Спасибо!

И это о логотипе «Adidas»!

Меня поразила даже не наглость «художницы», а тот восторг, с которым эта наглость была встречена взрослыми дядями и тетями, казалось бы, обязанными понимать, что представленный «шедевр» — всего лишь запоздалое повторение задов европейского постмодерна.

Поэтому перемены в концепции триеннале нужны. И символично, что поменялась площадка для проведения конкурса. В тот раз это был Дворец искусств — вотчина Белорусского союза художников. На сей раз — Национальный центр современных искусств Республики Беларусь. Предполагаю, что этим сразу же задается определенный формат: решения о награждениях будет принимать государство, а не кто-то другой.

Радует также, что расширились возрастные рамки для конкурсантов. Теперь работы принимаются от художников и искусствоведов в возрасте до 35 лет. Неизменными остались такие требования, как гражданство либо постоянное проживание на территории Республики Беларусь, профессиональное художественное или искусствоведческое образование, работа по специальности.

К конкурсу допускаются и студенты профильных учебных заведений. В прошлый раз они соревновались отдельно от «взрослых». Любопытно, как будет теперь. Хорошо бы, чтобы участники были профессионалами не только по диплому и статусу, но и по сути, ведь речь идет о белорусском искусстве, о его цветущем и благополучном будущем.

На подачу заявок отведено чуть больше месяца, и предполагаю, что заявок будет много. В 2019 году их было 200, для участия в выставке и конкурсной борьбе отобрано 140 работ.

Многие тогда полагали, что их должно быть больше. Думаю, дело не в количестве, а именно в качестве и в том, как они будут оцениваться. Да, вкус оценивающего всегда субъективен, он всегда предмет спора и возражений. Но крайне важно, чтобы вкус не превращался в безвкусицу.

Итоги будут подведены 15 ноября. И очень хочется верить, что на сей раз триеннале откроет нам по-настоящему новые и достойные имена.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter