Министерское малокровие

Донорская служба в России практически разрушенаЛеденящий душу телерепортаж из Калининградской области: в здешних больницах люди гибнут из-за острой нехватки донорской крови. В коридоре на больничной койке женщина – ей срочно требуется переливание крови. Но ее нет. Состояние пациентки ухудшается с каждым часом, однако медики ничем помочь не могут. Врач Татьяна Рашникова разводит руками: «У меня на столе 4 заявки для 4 больных на тромбоциты. Их нет. И где их брать, мы не знаем, потому что они берутся только из человеческой крови».

В специальном хранилище – суточный запас на всю Калининградскую область. Всего шесть пакетиков 1-й положительной группы. По два – 3-й и 2-й; 4-й отрицательной нет совсем. Чтобы препаратов хватило для переливаний, сдавать кровь ежедневно должны как минимум 100 человек. Сегодня желающих всего 20–30. Калининградские медики недоумевают: почему федеральный центр и здесь от нас отвернулся?
Самое удивительное, что это уже не первый тревожный телерепортаж. В декабре прошлого года об острой нехватке донорского материала в «самом западном гарнизоне» рассказал Первый канал ЦТ. В Белом доме – тишина. Тогда проигнорировали человеческие смерти как сам министр М.Зурабов, так и правительство
М.Фрадкова в целом. И вот новый сигнал SOS – и снова не видно официальной реакции.
О грядущем кризисе донорской крови в России газета писала, однако в Минздравсоцразвитии предупреждение проигнорировали. Еще бы, ведь наступивший «дефолт» – прямое следствие «реформы здравоохранения» по-зурабовски. Этот попавший в кресло «главного врача России» строймонтажник так виртуозно провел кастрацию правил кроведачи, что количество бесплатных и платных доноров резко пошло на убыль.
– Перебои у нас начались после вступления в силу 122-го Закона о «монетизации» льгот, – пояснила завотделением Калининградской областной станции переливания крови Евдокия Иванова. – Раньше многие стремились сдавать ее, чтобы получить звание «Почетный донор». Оно присваивалось тем, кто бесплатно давал кровь 25 раз. А теперь нужно 40 или 60 раз на плазму. Почетные доноры имели право на бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное зубопротезирование, а главное – платить только половину стоимости услуг ЖКХ. А теперь, после отмены льгот, им за все про все полагается 570 рублей в месяц. Разве это равноценная замена? Стоит ли удивляться, что количество сдающих кровь за последнее время сократилось в разы?
Надо только уточнить: даже этой нищенской подачки почетные доноры не видят. Только в конце года им положена «компенсация» в размере 6000 рублей. Звучит невероятно, но сегодня эти люди сдают свою кровь государству в… долг. К тому же выплату суммы правительство Фрадкова спихнуло на местные власти. И не целевым назначением, а подразумевая их в общей сумме дотаций регионам. Так что «заиграть» их повод у руководителей нищих краев и областей всегда найдется. И «заигрывают». Контроля ведь из Москвы никакого.
В результате бал на рынке компонентов крови стал править черный бизнес. Криминальные элементы в белых халатах ездят по глубинке, покупают «эликсир жизни» у кого угодно, потом сбывают втридорога клиникам и станциям переливания крови. А те, как показала недавняя проверка Росздравнадзора, сами ею приторговывают. То есть – вы не поверите – продают частным лицам и посредникам для дальнейшей перепродажи! Отсюда и СПИД, и туберкулез, и бледная спирохета в одном флаконе. А мы еще удивляемся, когда в вены какой-нибудь роженице вольют зараженный сифилисом «эликсир жизни».
– Донорская служба в России практически разрушена, – говорит директор Гематологического научного центра РАМН академик РАН Андрей Воробьев. – У нас на 1000 человек приходится примерно 12–13 доноров, в США и Канаде – 40, в Европе – 30–35. Из-за острой нехватки компонентов крови в стране ежегодно умирают тысячи людей. К тому же за последние 20 лет станции переливания не переоборудовались. По самым приблизительным подсчетам, для их переоснащения нужно около 100 млн долларов. Не такая уж огромная цифра для спасения людей. Мы не раз предлагали комплекс мер, и главной, на наш взгляд, должна стать целевая Федеральная программа.
Об этой программе экс-министр здравоохранения СССР, академик А. Воробьев много и хорошо рассказывал в Госдуме на заседании специального «круглого стола». Многие его предложения легли в основу «рекомендаций» депутатов правительству и конкретно Минздравсоцразвития. Надо ли объяснять, что они легли в зурабовский долгий ящик?
Достанет ли их новый министр Татьяна Голикова и когда – вот в чем вопрос.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter