Уникальные операции на сердце в РНПЦ детской хирургии поставлены на поток

Минимум травмы — максимум эффекта

Известно более 250 видов врожденных пороков сердца. И с каждым из них сегодня успешно борются наши врачи из РНПЦ детской хирургии. Операции проводятся буквально в первый час жизни малыша, даже если критически низка масса тела. Еще 5 — 10 лет назад многое казалось фантастикой, а сейчас это рядовые хирургические вмешательства, поставленные на поток. Как, например, уникальная операция, которая не так давно спасла жизнь 13-летнему Николаю Понеделко.


Об этой истории с гордостью рассказали сами врачи. Мальчик родился с врожденным пороком сердца и уже на 17-й день жизни попал на операционный стол. Позже таких тяжелых открытых операций у него было еще три. И с возрастом понадобились бы другие — полностью, раз и навсегда, решить проблему у детей с подобными диагнозами нельзя, ведь организм растет, а значит, нужно менять и спасающий жизнь имплантированный протез. Но кардиохирурги смогли избежать пятой (да и череды последующих!) серьезной операции с остановкой сердца, угрозой опасных осложнений и тяжелым восстановлением, проведя ее малоинвазивным методом — фактически без единого большого разреза. Честь им и хвала.

Каждый год в стране проводят более 21 тысячи операций детям. Из них почти пятая часть — в РНПЦ детской хирургии. И уже давно курс взят на мини-инвазивность, когда хирургические вмешательства сводятся к минимуму. Если еще 7 лет назад доктора центра проводили в 3 раза больше открытых операций, нежели щадящих, эндоваскулярных (671 против 266), то сейчас это соотношение кардинально изменилось. Другой показательный пример — удаление аппендицита у малышей, где тоже обходятся без разрезов. И такой подход не только у ведущего в стране детского хирургического центра. Скажем, в Гомельской области 95% подобных операций проводятся лапароскопически, через проколы.

Когда говорят об уровне нашей медицины, всегда в доказательство приводят мировые рейтинги. Один из главных критериев оценки в том числе — младенческая смертность. Наша страна входит в топ-10 государств с самыми низкими здесь показателями, на равных с Южной Кореей, Норвегией и Люксембургом, славящимися своим здравоохранением. Это заслуга многих служб, не только неонатологической. Конечно, и РНПЦ детской хирургии тоже. Туда ведь попадают самые сложные малыши в первые часы (а иногда и минуты!) жизни. Появившиеся на свет намного раньше срока, с критической массой тела и целым букетом проблем. Факт: если еще лет 20 назад смертность среди недоношенных детей с диагнозом некротический энтероколит (это серьезная патология кишечника) достигала 90%, то сейчас эту цифру удалось снизить в 9 раз… Или возьмем осложненные пневмонии и вообще серьезные проблемы с легкими, которые прежде зачастую приводили к смерти. Раньше в 40 — 67% случаев помочь ребенку, увы, не могли ничем — это печальная среднемировая статистика. Сегодня же очень помогает аппарат ЭКМО, который временно замещает функции легких, давая им возможность восстановиться, предотвратить вирусный миокардит и многие другие фатальные осложнения. На базе центра устройство спасло уже не одну жизнь. В планах — больше: создать детский ЭКМО-центр в Минске и оснастить такой аппаратурой все областные клиники. Очередной прорыв — новый шаг в лечении аритмии у детей. Если раньше больному ребенку, чтобы дотянуть до подходящего для операции возраста (обычно это 14 — 16 лет), приходилось жить на очень агрессивных лекарствах, то нынче возрастную планку снизили в 3 раза. И в первый класс он идет уже совершенно здоровым, живет полноценной жизнью, может даже заниматься спортом.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter