– В базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20-30 процентов информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в 70-80-е годы прошлого века. Усложнение программы началось в 1990-х и продолжается до сих пор.
Чтобы облегчить жизнь школярам, специалисты, причем не только из системы образования, должны провести большую работу. И делать это лучше поэтапно, считает министр:
– Сначала решительно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня – программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, необходимой для изучения в школе. При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок.
Сейчас Министерство образования готовит учебно-методические комплексы нового поколения. Базовый учебник будет содержать информацию по предметам в минимально необходимом объеме. Приложениями к ним станет разнообразный дополнительный материал, которым можно пользоваться на занятиях и в процессе самостоятельной работы.
Что бы вы изменили в школьной программе?
Макар Шнип,директор Лицея БГУ:
– Мы должны научить ребят учиться и использовать в реальной жизни знания и умения, которые они получают в школе. Чтобы у них была не только теоретическая основа, но и практические навыки. Важно и то, чтобы выпускник 9-го класса определился с выбором дальнейшего профессионального пути: в какой сфере он себя видит и куда собирается поступать.
Татьяна Бартошик, мама двух школьников:
– Я бы убрала иностранный язык из начальной школы. Толку от него в этом возрасте мало – у детей каша в голове. Вижу это по старшему сыну, который выучил его, только когда сам осознанно захотел – в 8-м классе. Добавила бы часы по русскому и белорусскому. Отдельная тема – вторая смена в начальных классах. Считаю, дети должны учиться в первой половине дня. После обеда – только развивающие кружки и спортивные секции.
Светлана Якименко, заместитель директора по учебной работе СШ № 18 Могилева:
– Нагрузку действительно надо уменьшить. Но не по всем предметам. Можно пересмотреть программы по физике, биологии, а вот по русской литературе, на мой взгляд, часов и количества изучаемых произведений недостаточно. Классику должен знать каждый. А дети и так читают все меньше. Не соглашусь с мнением, что можно урезать программу по изучению иностранных языков или начинать их только с 5-го класса. Тот же английский в жизни нужен не меньше, чем водительские права.
Денис Лисаченко, ученик 7-го класса минской гимназии №23:
– Гораздо удобнее, если сначала полгода проходишь историю Беларуси, а следующие полгода – всемирную, а не параллельно, как сейчас. Убрал бы и оценки, потому что многие стремятся получить хорошие отметки, а не знания.
Виктор Саверченко, предприниматель:
– 11 лет в школе – это слишком много. Думаю, нужно убрать старшие классы, чтобы дети, получив основные знания, дальше развивались сами. Но менять что-то в системе не вижу смысла, пока родители не будут учить детей зарабатывать деньги, как птицы учат птенцов летать, а звери охотиться.