Минимум бюрократии и максимум ответственности

Надо выстроить новую систему отношений власти и бизнеса В Беларуси с каждым годом растет численность субъектов малого предпринимательства. Только в столице в малом бизнесе занято свыше 223 тысяч человек, или почти четверть экономически активного населения города. Наиболее распространенные направления деятельности предпринимателей — торговля и общественное питание, транспортные услуги, производство и строительство. А как обстоят дела в регионах? С какими проблемами сталкиваются предприниматели в малых городах? Насколько совершенна правовая база, определяющая взаимоотношения между государством и бизнесом? Об этом и не только наш разговор с Виктором ТОЛКАЧЕВЫМ, заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству.

Надо выстроить новую систему отношений власти и бизнеса

В Беларуси с каждым годом растет численность субъектов малого предпринимательства. Только в столице в малом бизнесе занято свыше 223 тысяч человек, или почти четверть экономически активного населения города. Наиболее распространенные направления деятельности предпринимателей — торговля и общественное питание, транспортные услуги, производство и строительство. А как обстоят дела в регионах? С какими проблемами сталкиваются предприниматели в малых городах? Насколько совершенна правовая база, определяющая взаимоотношения между государством и бизнесом? Об этом и не только наш разговор с Виктором ТОЛКАЧЕВЫМ, заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству.

— Виктор Иванович, как вы оцениваете уровень развития малого бизнеса в Беларуси и его роль в экономике страны?

— Из мировой практики известно, что успех любого государства на 80 процентов зависит от малого и среднего бизнеса. Многие развитые страны начинали именно с создания благоприятных условий для раскручивания частной инициативы. В Китае, Южной Корее, странах Западной Европы она становилась главной движущей силой экономического взлета. И сегодня доля малого и среднего бизнеса в общем объеме производства товаров и услуг в некоторых государствах составляет до 90 процентов.
Думаю, в нашей стране ситуация потихоньку начинает меняться, в том числе благодаря либерализации экономики. Как бы то ни было, но сделано уже много позитивного. Не зря же Беларусь в мировом рейтинге по привлекательности бизнеса передвинулась со 115-й на 85-ю позицию. Иностранные инвесторы уже не воспринимают белорусскую экономику как “темную лошадку”, о чем говорит динамика поступлений иностранного капитала. В прошлом году, например, было привлечено более шести с половиной миллиардов долларов, в этом году ожидается не меньше. А если бы не мировой кризис, то вполне можно было бы рассчитывать и на большую сумму. Сейчас важно не останавливаться на достигнутом и продолжать системную работу по государственной поддержке частного сектора, упрощению административных процедур, совершенствованию налогового законодательства, арендных отношений и так далее. На мой взгляд, в Беларуси пока еще не сложился образ бизнесмена как некоего стержня, одного из ведущих элементов в экономическом механизме. С одной стороны, государство вроде бы идет навстречу бизнесу, принимаются серьезные меры по формированию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций. В то же время чиновники убирают киоски, запрещают индивидуальным предпринимателям использовать наемную рабочую силу, кроме родственников, повышают арендную плату. Или взять, например, эту нашумевшую историю с постановлением № 991, когда одним махом, не разбираясь, кто есть кто, пытались вырвать из отлаженной цепочки такое важное для любой экономики звено, как посредничество. Подобные эксперименты никак не способствуют формированию здорового бизнес-климата в стране.

— Хорошим стимулом для наших бизнесменов могло бы стать принятие долгожданного закона о поддержке малого и среднего предпринимательства. Почему этот документ так долго “блуждает” в коридорах власти? Можно ли ожидать его внесения в повестку дня осенней сессии парламента?

— Проект данного закона рождался нелегко. Работа над ним длится уже несколько лет. Поскольку он имеет огромную социальную и экономическую значимость и затрагивает широкие слои населения, важно было учесть мнения, замечания, предложения всех заинтересованных сторон. Проделан действительно большой труд, и в сентябре этот законопроект должен поступить в парламент. Возможно, уже в октябре-ноябре депутаты рассмотрят его в первом чтении.

— Расскажите, в чем суть основных положений этого документа.

— Раскрывать все детали пока рано, поскольку могут быть внесены еще изменения. Могу лишь сказать, что законопроект четко устанавливает, кто относится к субъектам малого и среднего бизнеса, кому будет оказываться государственная финансовая поддержка, за счет каких источников и на каких условиях, как будет проводиться конкурс инвестиционных проектов.

— По каким критериям предлагается различать субъектов малого и среднего предпринимательства?

— Основной показатель — численность работающих в организации. Скажем, к субъектам малого бизнеса планируется отнести индивидуальных предпринимателей, микроорганизации с численностью до 15 человек и непосредственно малые предприятия с численностью работников до 100 человек. Те коммерческие организации, где работают от 101 до 250 человек, справедливо отнести к среднему бизнесу. При этом устанавливается предел выручки, при превышении которого хозяйствующий субъект не сможет претендовать на государственную финансовую поддержку.

— И на что же смогут рассчитывать предприниматели?

— Им предлагается оказывать финансовую поддержку в виде предоставления льготных кредитов и гарантий по ним, имущества на условиях лизинга, возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, возмещения расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией. Например, с учетом социальной, экономической значимости инвестиционного проекта  размер процентной ставки по льготным кредитам может устанавливаться до половины ставки  рефинансирования Нацбанка (сегодня это семь процентов).

— А как определить значимость того или иного проекта и кто этим займется?

— Отбор претендентов на господдержку будет производиться преимущественно на конкурсной основе. На помощь смогут претендовать индивидуальные предприниматели и те предприятия, чьи инвестиционные проекты направлены, в частности, на экспортно-ориентированное либо импортозамещающее производство, выпуск энерго- и ресурсосберегающей продукции, на внедрение новых технологий. И это, безусловно, правильный ход. Поддерживать надо в первую очередь тех, кто производит конкретные товары, предоставляет востребованные услуги.
Обязательным условием оказания финансовой поддержки на конкурсной основе является создание новых рабочих мест.
В связи с этим стоит напомнить, что с 1 июля этого года вступил в силу Указ Президента № 255 о некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства. И государственная финансовая поддержка уже оказывается субъектам малого бизнеса путем предоставления им средств на возвратной или безвозмездной основе, имущества на условиях лизинга на срок до пяти лет, гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками. Облисполкомы также могут выделять субсидии для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами. Кроме того, с 2010 года облисполкомы должны разрабатывать региональные программы господдержки малого предпринимательства.

— Пока же малый бизнес в регионах представлен весьма слабо. Новых предприятий открывается не так много, предприниматели предпочитают заниматься торговлей, а не производством. Почему так происходит и как можно изменить ситуацию?

— Тут есть и объективные, и субъективные факторы. Действительно, в малых городах и селах, как и прежде, весьма высока доля желающих заниматься торговлей. Эта сфера прельщает бизнесменов, особенно начинающих, возможностью получить быструю и высокую прибыль. 
К тому же открывать в небольшом городе и тем более на селе какое-либо предприятие весьма рискованно. Численность населения небольшая, а  доходы у людей совсем не те, что в столице или в областных центрах.
Но я не соглашусь с вами в том плане, что торговля является доминирующей сферой деятельности. Многое здесь зависит от грамотной бизнес-стратегии. В каждом регионе есть свои преимущества, незанятые ниши, которые необходимо сполна использовать. Это может быть строительство, производство стройматериалов, придорожный сервис, ремонт автомобилей, перевозка пассажиров и грузов. В Горецком районе, например, один из “новичков” отметился выпуском минеральной воды “Горецкая”, которая быстро нашла спрос. В поселке Вишнево Воложинского района прописалась фирма по производству сумок и чемоданов из натуральной и искусственной кожи. Таких примеров становится все больше, ведь для сельских предпринимателей установлен льготный порядок деятельности, и он уже приносит свои плоды.

— Сегодня много говорится о социальной ответственности бизнеса. Наглядный пример: не так давно белорусские предприниматели предложили помочь государству с разгрузкой складов и в продвижении отечественных товаров за рубеж. В правительстве сейчас изучают эти предложения. Можно ли, на ваш взгляд, ожидать чего-то путного из этой идеи?

— Во всем мире это нормальная практика — государство оказывает поддержку бизнесу путем предоставления различных субсидий, применения льготного налогообложения и так далее, а бизнес помогает государству, в том числе и в решении социальных задач. Но в Беларуси еще только начинает формироваться механизм государственно-частного партнерства. Для этого нужны взаимное доверие власти и бизнеса, четкие и понятные правила игры, минимум бюрократии и максимум ответственности.
Что касается помощи предпринимателей в разгрузке складов, то идея вполне разумная. Наша продукция пользуется спросом за пределами республики, и предприниматели могли бы заняться продвижением отечественных товаров за рубеж. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Надо решить массу вопросов с санитарным, таможенным и пограничным контролем, продумать схему расчетов и платежей с производителями, найти рынки сбыта, наладить контакты с торговыми представительствами за границей. Понятно, что не всем это по силам. Но лучше делать что-то, чем не делать вообще ничего. Продвижение отечественной продукции — наш общий интерес, и мы должны работать вместе в этом деле.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter