Минеральное голодание

Даже аграрии со стажем не припомнят, чтобы к началу весенне-полевых работ сельхозпредприятия имели их под полную потребность. То в четвертом квартале не хватает финансовых средств, после чего начинает штормить разработанный график их пополнения, то потом приходится накапливать деньги на спецсчетах, куда они поступают нерегулярно и не в том объеме, в котором требуется.

ОДНОЙ из традиционных проблем белорусского АПК является накопление минеральных удобрений под яровой сев

Даже аграрии со стажем не припомнят, чтобы к началу весенне-полевых работ сельхозпредприятия имели их под полную потребность. То в четвертом квартале не хватает финансовых средств, после чего начинает штормить разработанный график их пополнения, то потом приходится накапливать деньги на спецсчетах, куда они поступают нерегулярно и не в том объеме, в котором требуется.

Потом во время уборки это скажется на урожайности. Но виноваты, как водится, будут в основном неблагоприятные погодные условия, а не человеческий фактор. Вот и в прошлом году план четвертого квартала по накоплению минеральных удобрений выполнен только на 93 процента. А если из запасов вычесть чуть ли не двойную норму калийных туков, то на азотные приходилось немногим более третьей части плана заготовок, на фосфорные — почти две трети. Получится ли восполнить отставание до начала весенне-полевых работ?

О накоплении минеральных удобрений речь шла на одной из видеоконференций. После нее в главном аграрном штабе отрасли предупредили руководителей молочных заводов о персональной ответственности за перечисление денег на спецсчета. Но традиционная проблема с повестки дня так и не снята. За две декады этого месяца накоплено около 44 тысяч тонн действующего вещества азота, примерно 15 тысяч тонн фосфора и 33 тысячи тонн калия. Если учесть, что постановлением Совета Министров в январе предусматривается заготовить более 74 тысяч тонн действующего вещества азотных и 36,6 тысячи тонн фосфорных удобрений, то есть основание полагать, что в оставшиеся до конца месяца дни наверстать упущенное опять не получится. При этом нужно помнить и о другом — перед выходом в поле не выйдет пополнить запасы туков за счет импорта. Слишком дорого обходится он стране.

А может, сельхозпредприятия испытывают дефицит туков от того, что для них устанавливают завышенные объемы накопления? Оказываются, потребность в минеральных удобрениях увязывается с плодородием угодий и планируемой Минсельхозпродом урожайностью зерна, картофеля, сахарной свеклы, других сельскохозяйственных культур.  Для их производства в течение года необходимо более 1962 тысяч тонн действующего вещества всех видов, в том числе 776 тысяч тонн азота, 339 тысяч тонн фосфора и 847 тысяч тонн калия. Одни считают, что такого количества маловато, так как республика в свое время вносила и более двух миллионов тонн действующего вещества туков. Другие — что многовато, потому как расчеты потребности всегда производятся с запасом. Никто ведь не ожидал, что в прошлом году, например, с каждого гектара соберут по 31,3 центнера зерна, а валовое его производство составит около 80 процентов по отношению к предыдущему году.

Нынче расчеты делались исходя из 9 миллионов тонн зерна, 4,7 миллиона тонн сахарной свеклы, других запланированных объемов продукции. Хотя за последние годы максимальные объемы накопления минеральных удобрений составляли в среднем полтора миллиона тонн действующего вещества. В прошлом году, например, по предварительным данным, заготовили и внесли их 1394 тысячи тонн из запланированных 1931 тысячи тонн. А на нынешние 1962 тысячи тонн действующего вещества республика не выходила ни разу.

Если учесть, что половина зимы практически уже позади, что февраль короче, а за 24 дня январский график накопления выполнен менее чем на четверть, то сельхозкультуры и кормовые угодья нынче тоже не получат запланированных минеральных удобрений.

А как хотелось бы хоть раз ошибиться…

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter