Минэкономики ступает на тропу войны с инфляцией

Министерство экономики рассказало о планах на будущий год...

Министерство экономики рассказало о планах на будущий год. Все усилия будут направлены на борьбу с ростом цен. Макроэкономические меры предлагаются жесткие. Но одновременно в министерстве обещают учитывать главное — интересы людей.


С начала года инфляция в стране превысила 80 процентов. Команда весьма квалифицированных экономистов очень старается не допустить дальнейшего раскручивания ценовой спирали. Но пока, признал недавно вице–премьер Сергей Румас, борьба с инфляцией напоминает матч в одни ворота. «Это позор для Правительства», — был предельно самокритичен господин Румас.


Поэтому в прогнозе социально–экономического развития страны на следующий год Минэкономики предлагает прописать, что главная задача — снизить индекс потребительских цен. Он, рассчитали в министерстве, должен быть не более 19 процентов в год. Это тоже немаленький уровень. Но это был бы большой прогресс по сравнению с настоящим.


Заместители министра экономики Александр Ярошенко и Анатолий Филонов и начальник главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования Антон Долговечный рассказали журналистам, что целевой показатель по инфляции вносится в годовой прогноз впервые.


Но это не вся новость.


Минэкономики, по сути, предлагает отказаться от действующей системы директивного планирования. Не ставить во главу угла рост ВВП — а так было все предыдущие годы. Не доводить предприятиям задания по объемам выпуска продукции. Вообще уйти в 2012 году от количественных показателей.


«Дело в том, что при инфляции в 100 процентов и выше весь ВВП получается инфляционным. И он ничего не дает экономике, кроме зла», — такие вот слова услышали журналисты.


Директивное наращивание производства, убеждены в министерстве, может еще больше «разогнать» цены и усугубить ситуацию на валютном рынке.


С 2012 года оценивать работу экономики предлагается в новой парадигме. Только через качественные параметры: рентабельность продаж, валовая добавленная стоимость, производительность труда, соотношение экспорта к объему производимой продукции... Именно эти индикаторы закладываются министерством в прогноз на следующий год. Они призваны обеспечить сбалансированное — на этом слове в Минэкономики делают акцент — развитие.


Борьба с инфляцией потребует также трудных, но, как считают в министерстве, необходимых мер. Речь о дальнейшем повышении процентных ставок. Сегодня они ниже уровня инфляции. А должны быть выше, чтобы обеспечивать положительную доходность сбережений.


Также предлагается «развязывать» клубки перекрестного субсидирования. Когда кто–то платит за кого–то. Речь, в том числе, и о ЖКХ. Это значит, что процент возмещения расходов на коммунальные услуги может измениться. Какими станут тарифы для населения, в Минэкономики пока не уточняют. Вопрос этот очень деликатный и требует продуманных решений.


Кроме того, Минэкономики предлагает приватизировать в следующем году более 600 предприятий, которые имеют «неудовлетворительную структуру баланса». То есть разгрузить бюджет, сняв с него часть неэффективной госсобственности.


Предлагается также значительно сократить эмиссионное кредитование государственных программ...


Антон Долговечный, перечисляя все эти меры, признал, что они довольно жесткие. Даже жестче тех программ, которые предлагают нашей стране МВФ и Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Но экономист уточнил, что пакет предложений Минэкономики разработан не для того, чтобы понравиться внешним кредиторам. Валютные займы для нас, конечно, были бы полезны, но страна, подчеркнул г-н Долговечный, будет платежеспособной и без них. Меры Минэкономики преследуют другую цель — сделать так, чтобы наша экономическая система не попадала больше в такую ситуацию, как в этом году. Чтобы она была устойчивой и — снова подчеркнул специалист — сбалансированной.


Все это, конечно, сильные макроэкономические соображения. Но, как говорил в таких случаях герой популярного британского шоу: «А как же люди?» Учитывают ли их интересы специалисты Минэкономики? Признаюсь, в какой–то момент общения представители министерства напомнили мне доктора Хауса. Он, конечно, лечит эффективно, но порой кажется мне сверх меры прагматичным и все такое...


Антон Долговечный предвосхитил мой вопрос. Он первым заговорил, что социальная напряженность — это плохо. В том числе и для экономики. Потому что когда у людей хорошее настроение, они и работают лучше.


Поэтому, добавил г-н Долговечный, министерство, Правительство постараются найти ту тонкую грань, в которой совмещаются интересы людей и потребности экономики (ее ведь тоже не обманешь!).


Насколько успешными окажутся поиски, мы сможем оценить сами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter