Мимо цели

О лондонской конференции

«Горе тому государственному деятелю, который не нашел такое обоснование для войны, которое и после ее завершения останется актуальным», — так наставлял будущие поколения военачальников «железный» канцлер. По совету Бисмарка вчера в Лондоне собрались представители международной коалиции, выступившей против Муамара Каддафи. Выражаясь языком организаторов, лондонская конференция посвящена «лучшему будущему ливийского народа». Говоря проще, около 40 министров иностранных дел пытались определиться, чего же они все–таки собираются добиться в Ливии.


Проще всего, как выясняется, было принять резолюцию ООН. После того, как ни Россия, ни Китай не стали препятствовать использованию в Ливии «всех необходимых мер для защиты гражданского населения», казалось, дорога на Триполи открыта. Но не тут–то было. И проблема не только в том, что повстанцы даже при поддержке французской и американской авиации пока не могут добиться решающего перевеса над войсками, верными Каддафи. Если абстрагироваться от гуманистических лозунгов — когда в ливийских городах рвутся бомбы, они уже не так однозначны, — внутри коалиции нет единого понимания, ради чего она воюет.


С большим трудом удалось наконец–таки передать командование операцией «Одиссея. Рассвет» НАТО. Германия, главная страна в ЕС и важнейший член альянса, напрочь отказалась посылать своих солдат в Африку. То есть уже на этом этапе обнаружились серьезные противоречия между членами альянса. Перед лондонской конференцией руководители США, Франции, Британии и Германии провели видеоконференцию, на которой попытались сблизить свои позиции, расходящиеся по принципиальным вопросам. Например, по такому: что делать с Каддафи?


Премьер–министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Франции Николя Саркози в совместном заявлении потребовали ухода Каддафи и призвали его сторонников «пока не поздно» отмежеваться от своего вождя. Таким образом, они без экивоков признают, что одной из целей полетов авиации является смещение руководства суверенного государства. Хотя таких полномочий никакая резолюцию ООН дать не может, иначе она противоречила бы уставу организации.


Не только Берлин, но и Вашингтон дистанцируются от такой позиции. Бараку Обаме пришлось выступить со специальным обращением к нации, чтобы разъяснить американцам свой замысел. Большую часть времени глава Белого дома рассказывал о том, «как плохо могло бы быть, не вмешайся США».


Однако свергать полковника американские войска не намерены. «Безусловно, Ливии и всему миру будет лучше без Каддафи у власти, — считает Обама. — Но расширение нашей нынешней военной миссии с включением задачи смены режима было бы ошибкой. США уже прошли это в Ираке. На смену режима потребовалось восемь лет, погибли тысячи американцев и иракцев, затрачен почти триллион долларов. Мы не можем себе позволить повторения того же в Ливии».


Фактически из слов Обамы следует, что американская миссия выполнена: наступление на Бенгази остановлено, авиация Каддафи уничтожена. Что дальше? Война продолжается.


Оппозиционная Белому дому The Washington Times в своей редакционной статье высмеивает речь президента за то, что он не решился назвать происходящее в Ливии войной. Обама начал «войну, которая не война», расшифровывает суть противоречий газета. При этом Америка использует военную силу, хотя министр обороны говорит, что «жизненные интересы не затронуты». И в то время как ООН санкционировала создание над Ливией зоны, запретной для полетов, войска коалиции метят по ливийским сухопутным силам.


Изначально было понятно, что «введение бесполетной зоны» над Сахарой — это эвфемизм. Россия, которую в Лондон не позвали, сегодня ставит под сомнение действия коалиции. «Поступают сообщения о нанесении авиацией коалиции ударов по колоннам войск Каддафи, сообщения о поддержке выступлений вооруженных повстанцев. Здесь есть явное противоречие, мы считаем, что вмешательство коалиции во внутреннюю гражданскую войну, по сути дела, не санкционировано резолюцией Совета Безопасности ООН», — говорит министр иностранных дел Сергей Лавров.


В такой ситуации только сам Каддафи может помочь сохранить коалиции лицо. И вчера в кулуарах в Лондоне все обсуждали предложение Италии — найти для него безопасное пристанище где–нибудь в Африке. Но сам он, кажется, никому облегчать жизнь не собирается. Участников лондонской конференции он призвал прекратить «нечестное нападение» и «оставить Ливию ливийцам».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter