Мимо кассы…

В ОДНОМ из райцентров Минской области работает целая сеть междугородних «маршруток». Служба такси, на первый взгляд, вполне официальная: регистрация, кассовый аппарат, заказы принимает оператор, есть и расписание. Но, как говорится, в каждой бочке меда да найдется своя ложка дегтя… Проехав в такой маршрутке, корреспондент «БН» оценил комфорт обслуживания и узнал, что заставило теневых таксистов легализоваться.

Какие плюсы и минусы скрываются за легализацией междугороднего маршрутного такси?

В ОДНОМ из райцентров Минской области работает целая сеть междугородних «маршруток». Служба такси, на первый взгляд, вполне официальная: регистрация, кассовый аппарат, заказы принимает оператор, есть и расписание. Но, как говорится, в каждой бочке меда да найдется своя ложка дегтя… Проехав в такой маршрутке, корреспондент «БН» оценил комфорт обслуживания и узнал, что заставило теневых таксистов легализоваться.

МАРШРУТКИ в столицу из райцентра, где проживают 10 тысяч человек, курсируют раз в три часа. Первая — в пять утра, последняя — в пять вечера. Также и обратно. Почему так часто? Расстояние ведь немаленькое между городами — 150 километров. Билет в одну сторону недешев — 65 тысяч рублей. Но логично предположить, если есть спрос, то есть и предложение.

Более того, когда позвонил диспетчеру, выяснил, что лучше билет приобрести заранее — а вдруг места не хватит?

— Особенно напряженно перед выходными, — поделилась со мной девушка, принимавшая заказы. — У меня однажды был «опоздавший» заказ, пассажир очень просил билет. Позвонил за час до отправления, а все места уже заняты. Но не оставишь человека на улице, приняла заказ. Водитель предложил ехать в багажнике. Пассажир согласился, так как ему нужно было хоть как-то домой добраться. Благо багажник в маршрутке не такой тесный, как в легковой машине, габариты позволяют там разместиться. Зато заплатил полцены за билет. А вот пассажиры, считаю, поступили некрасиво. Видели, что всю дорогу человек сидит на деревянном стульчике, могли бы и потесниться. Но, как вы понимаете, каждый хочет ехать в мягком кресле…

На нужное мне время места в маршрутке, к счастью, еще были. Как выяснилось, рейс — наполовину «деревенский». Маршрутка собирала пассажиров не только из райцентра, но и ближайших сел. Меня тоже нужно было забирать из деревни. Диспетчер спросила, где я буду ждать авто: у здания почты или магазина, клуба или сельсовета.

В НАЗНАЧЕННОЕ время я стоял в условленном месте. Маршрутка, к моему несказанному удивлению, приехала без опоздания. Водитель уточнил три последние цифры моего телефона, чтобы убедиться, совпадают ли те с его записями в блокноте. Я сразу предупредил водителя, что мне нужен билет.

— Зачем он вам? — отчего-то недовольно спросил водитель, но проездной документ все же выдал.

До выезда на главную трассу мы «заскочили» еще в несколько деревень, забрали там студентов с большими сумками. И никто из них не потребовал билет.

Между тем микроавтобус работает официально, как и любой государственный рейсовый. Все чин по чину — надпись маршрута на стеклах, имя перевозчика, координаты. Для желающих — визитки. Кстати, на панели авто лежал кассовый аппарат. Только оказалось, что водитель держит его для командированных и налоговой инспекции, если та вдруг внезапно появится на дороге.

В целом же поездка оказалась комфортной. В салоне играет расслабляющая музыка, хорошо греет печка, мягкие откидные сиденья. На выбоинах не трясет и не подбрасывает (маршрутные такси — только «Мерседесы» и «Фольксвагены»). Что скрывать — на таком комфортабельном общественном транспорте хочется ездить.

Через полтора часа маршрутка прибыла в столицу. Люди в салоне зашевелились, стали доставать деньги. Расчет за дорогу почему-то водитель принимал только по факту приезда. Я протянул водителю 65 тысяч рублей, и лишь в этот момент кассовый аппарат «проснулся». Выдал целых два билета (еще один командированный потребовал). Очевидно, столько составила официальная выручка от всего рейса. Остальные деньги, естественно, пошли мимо кассы в «карман» маршрутчиков.

ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ? После легализации такого востребованного вида транспорта, как междугородние маршрутные такси, из трех участвующих в процессе «сторон» выиграли две. Пассажиры — им комфортно ездить плюс их забирают в нужном месте и в нужное время (попробуй государственных транспортников на такое уговорить). Водители — потому что стали получать большую выручку от «нематериализованных» билетов. Ну а бюджет? Мимо кассы…

Иными словами, если раньше этот же водитель маршрутки собирал пассажиров и не давал им билетов, то теперь тоже… не дает билетов, хотя имеет кассовый аппарат. Зачем тогда было огород городить, то есть легализироваться? Явно не для того, чтобы быть законопослушным гражданином. В довершение ко всему получил еще и бесплатную рекламу. Как пояснил мне один из таксистов, теперь можно где угодно презентовать свои услуги, комар носа не подточит — на визитках, в «районке», в общественных местах.

А что государственный автопарк? Пострадал, конечно. Как минимум два рейса в столицу пришлось сократить. Сильный конкурент — этот скоростной экспресс, который завезет в столицу вместо четырех часов за полтора.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Начальник филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области

Георгий ЖУЛЕГО:

– СОБЛЮДЕНИЕ производителями законодательства в области транспортной деятельности контролируют 15 инспекторов управления контроля транспортной деятельности. А также инспекторы секторов по контролю транспортной деятельности:  по три человека в Борисове, Молодечно, два — в Солигорске, Столбцах. Внеплановые тематические оперативные проверки проходят ежедневно. Чаще всего — с понедельника по пятницу, но в выходные и праздничные дни тоже.

За 11 месяцев 2013 года провели 1011 проверок перевозок пассажиров автомобилями такси. Выявили 754 факта транспортной деятельности без специального разрешения — лицензии, так называемых «нелегалов». Все материалы направили в районные инспекции Министерства по налогам и сборам по месту регистрации транспорта.

На городских и пригородных перевозках пассажиров провели 757 проверок «маршруток». Выявлено 12 «нелегалов». Материалы также направили в ИМНС. Решением Минского городского хозяйственного суда в этом году в Минске конфисковано шесть автомобилей.

Наиболее частые нарушения при выполнении перевозок пассажиров автомобилями такси: нет путевого листа — выявлено 476 таких фактов, «забыл» поставить отметку прохождения государственного техосмотра — 268 случаев. «Хромает» внешнее и внутреннее оформление автомобилей такси — выявлено 532 случая. Не всегда водители вешают желтые номера, как это нужно, — наказали 448 таких нарушителей. Нередки нарушения с таксометром — он выключен, закрыт или вообще не работает — 315 случаев.

Немало нарушают правила перевозок «маршрутчики» в городском и пригородном сообщениях. В 108 авто пассажиры ехали без билета. В 87 случаях в салоне было больше человек, чем разрешается. А 78 машин хоть и были неисправными, но находились в рейсе.

На начало этого месяца перевозками пассажиров автомобилями такси в Минске и Минской области занимались 3933 таксиста с лицензией. По сравнению с прошлым годом их увеличилось на 253 человека. Больше всего получили регистраций водители из Минского, Дзержинского, Борисовского, Молодечненского, Смолевичского, Слуцкого районов.

Кстати, требования к водителю, выполняющему междугородние перевозки пассажиров, достаточно просты. Нужно иметь водительское удостоверение категории «Д» и стаж работы по этой категории не менее двух лет. Это   подтверждается записями в трудовой книжке или путевыми листами индивидуального предпринимателя, по которым он работал в городском и пригородном сообщении. Можно иметь  и непрерывный стаж, главное — в сумме должно быть два года.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter