Как политические технологии меняют вектор

Мимикрия «цветных революций»

Начало второго десятилетия XXI века оказалось очень интересным временем с точки зрения политтехнологий. Если до этого на протяжении почти четырех десятков лет мы наблюдали успешное шествие «цветных революций» по миру, то сейчас, очевидно, наступает иная эпоха.

«Оранжевая» и розы 

«Цветная революция» — это совокупность политических и информационных технологий, направленных на свержение существующей власти в том или ином государстве и, как правило, имеющих целью изменение геополитической ориентации этого государства либо же уничтожение дееспособной власти.

Классические примеры на постсоветском пространстве — Грузия и Украина. Михаил Саакашвили, пришедший к власти в Тбилиси в результате «революции роз», взял резкий курс на интеграцию в ЕС и НАТО, развязал войну в Южной Осетии, что привело к провозглашению независимости этой республики, а также Абхазии, не желавших силового подчинения и западного курса. «Оранжевая» революция в Киеве привела к власти Виктора Ющенко. Украина также взяла курс на евроинтеграцию, заложив основы через десять лет для еще более кровавых событий на Майдане. Несколько «цветных революций» в Кыргызстане не давали создать дееспособное государство, которое бы отвечало интересам не территориальных кланов, а большинства населения страны. 

События «арабской весны» показали, что все может быть еще хуже. С полной анархией, кровавой гражданской войной, возрождением средневековой дикости и мракобесия. Это мы увидели в Сирии и Ливии. 
В какой-то момент стало казаться, что «цветные революции», начало эпохи которых можно условно отсчитывать с распада Советского Союза и событий 1991 года в Вильнюсе, — безотказная технология, которая рано или поздно сработает и приведет деструктивные силы к победе.
Но даже за эти четыре десятилетия были исключения, пусть и немногочисленные. Одно из них по-своему действительно феноменальное — Республика Беларусь. Начиная с 1994-го, когда к власти пришел Александр Лукашенко, мы пережили, по разным оценкам, около пяти попыток организации «цветной революции» в стране.

Причины настойчивости в этом со стороны Запада в целом понятны: у самых границ ЕС существует государство, которое туда не стремится, проводит самостоятельную политику, не приемлет диктата западных структур и выбрало военно-политический и экономический союз с Россией. Такой выбор белорусского народа и белорусской власти не может не вызывать раздражения и стремления сломать через колено.

Белорусское «ноу-хау»

Последнюю и самую серьезную попытку на данный момент мы наблюдаем с августа прошлого года. Она проходила по классическому сценарию, описанному главным теоретиком «цветных революций» Джином Шарпом. 

Вначале была попытка оспорить результаты выборов, потом попытка силового блицкрига на улицах, затем «мирные протесты» с участием женщин и детей для картинки на мировые СМИ — и снова фаза радикализма и экстремизма в виде угроз, давления и противоправных действий в адрес представителей государственной власти и сторонников Президента. В конце скатились уже к заговору и попытке государственного переворота. То есть решили отработать по полной программе.
Но мы выстояли, несмотря на беспрецедентные для современной истории независимой Беларуси технологии, с которыми мы еще не сталкивались. И тут у организаторов и идеологов государственных переворотов что-то пошло не так. На Беларуси вновь сломали зубы.
Конечно, наша страна не единственная, которая научилась справляться с этими технологиями. В последнее время таких примеров стало больше: Венесуэла, Китай в Гонконге, Мьянма. В каждой из этих стран были серьезные попытки свергнуть власть, изменить строй, переориентировать страну, подчинить транснациональному капиталу. 

Но уже не получается так, как это было раньше. Тенденция становится все более очевидной — технологии «цветных революций» дают сбой, с ними научились бороться, появились методики по противодействию этим технологиям.


Означает ли это, что технологии «цветных революций» стали полностью неэффективными? Нет, их тоже будут совершенствовать, производя постоянный поиск слабых мест в государствах, где хотят сменить режим. Поэтому и поиск противоядия против них тоже будет постоянным.

Но главное для успеха в этом деле будет оставаться неизменным — нужно иметь устойчивую государственную власть, специально подготовленные правоохранительные органы, современную систему средств массовой информации и коммуникации для донесения своего мнения, правды о происходящем. 

И обязательно — политическую волю лидера и консолидированные элиты: без этого государство неизбежно ослабевает и становится добычей нападающих в форме гибридной войны или «цветной революции» хищников. Беларуси тут есть что продемонстрировать миру в позитивном ключе — и это знание, умение системно его использовать тоже нужно транслировать нашим друзьям.
У Беларуси появилось свое «ноу-хау», то есть знание о том, как действовать в подобных ситуациях, как противостоять попыткам разрушить страну. Этот опыт, безусловно, нужно изучать, систематизировать и делиться им с дружественными странами, которые испытывают аналогичные атаки на свою государственность.
­АКЦЕНТ

Александр Лукашенко вчера провел неформальную встречу с председателем партии социалистов Республики Молдова, экс-президентом этой страны Игорем Додоном. Говорили, в частности, о политической ситуации в Беларуси.

— Хорошо, что удержали ситуацию. Вы — молодцы. Такое давление. Оно готовилось и у нас. Сейчас тоже готовится. У нас выборы досрочные. Я думаю, что они попытаются… Но вы показали пример, — высказал мнение Игорь Додон. — Мы видим, что очень непросто и в нашем регионе. У вас было непросто, но у вас уже вроде бы успокоилось.

— Как я мог не удержать? Я ж понимал, что и Молдове пригодится опыт этот, — отметил Глава белорусского государства.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter