Милый лгун

Что делать, если ребенок утверждает: уроки он не выучил потому, что его похитили инопланетяне?…У соседки – чудный мальчишка: рыжий, с трогательными конопушками, распахнутыми глазами и звонким, как песня жаворонка, смехом. Мы рыжиком любуемся, соседка вздыхает: «Все ничего, но фантазер он просто неудержимый. Вчера вечером стала гасить свет, а он мне так печально-таинственно: «Вот ты уйдешь, а за мной опять инопланетяне прилетят. Заберут в желтый лес, будут изучать…» Я аж руками замахала: «Ты что о таких ужасах на ночь?» А он еще печальней: «Это не ужасы, это чистая правда. Ты разве не чувствуешь, что я иногда по ночам исчезаю?»
Что делать, если ребенок утверждает: уроки он не выучил потому, что его похитили инопланетяне?…У соседки – чудный мальчишка: рыжий, с трогательными конопушками, распахнутыми глазами и звонким, как песня жаворонка, смехом. Мы рыжиком любуемся, соседка вздыхает: «Все ничего, но фантазер он просто неудержимый. Вчера вечером стала гасить свет, а он мне так печально-таинственно: «Вот ты уйдешь, а за мной опять инопланетяне прилетят. Заберут в желтый лес, будут изучать…» Я аж руками замахала: «Ты что о таких ужасах на ночь?» А он еще печальней: «Это не ужасы, это чистая правда. Ты разве не чувствуешь, что я иногда по ночам исчезаю?» «Ну, — успокаиваю соседку, — тут все легко объясняется. Просто твой Влад вчера у нас крутился как раз во время передачи об инопланетянах по «Дискавери». Они с моим мужем смотрели затаив дыхание, потом что-то обсуждали…» — «Так разве до «первоисточников» всех его фантазий докопаешься? А ну как в школе заявит, что его тетрадку летающая тарелка прихватила для изучения земной грамоты…» Беспокойство мамы понятно: умение отличать безобидную фантазию от вдохновенной лжи – одна из самых трудных родительских обязанностей. Если родители чувствуют, говорят психологи, что малыш рассказывает явную неправду, то первый вопрос мама и папа должны задать себе: зачем это ребенку надо? Возможно, придумывая инопланетян в желтом лесу, якобы встреченного по дороге из школы человека-паука, малыш просто реализует свое богатое воображение, стремится придумать и сочинить что-то свое, яркое, образное. Словом, выступает маленьким автором собственной фантастической истории. В таких случаях не стоит обрывать ребенка на полуслове и уж тем более высмеивать его рассказы – лучше «подключиться» к игре детского воображения. Можно, например, вместе придумывать сказки или истории с продолжением, рисовать мультики. (У меня, кстати, был знакомый дедушка, который таким образом записал и выпустил целую детскую книжку.) Но если ребенок фантазирует только для того, чтобы скрыть истинное положение вещей, тут возникает повод для серьезного беспокойства. Психологи считают, что неправду говорят тем, кому нельзя сказать правду, кто на нее неправильно реагирует, высказывает раздражение. Маленький ученик, получивший очередную плохую отметку и знающий, что дома его встретят если не ремень и ругань, то уничижительное «эх ты, безмозглый!», придумает десятки причин, чтобы подольше оттянуть неприятный момент. Если такое происходит не единожды, значит, вы неправильно реагируете на правду, унижаете малыша и не способны поддержать его в трудную минуту (ведь ему тоже неприятно получать плохие отметки или неуды по поведению). Ложь во спасение – это сигнал того, что ребенок вас боится. Наказания здесь не помогут, наоборот, они могут стать кирпичиками в стене отчуждения. А в подростковом возрасте это может привести к тому, что ребенок начнет убегать из дома, хамить и грубить, пренебрегать семьей и… еще более искусно врать. Как быть? Прежде всего, советуют психологи, научиться спокойно реагировать на промахи и неудачи ребенка, любить и принимать его таким, какой он есть. Хотя это и очень нелегко, однажды сказать малышу: «Меня, конечно, огорчают твои плохие оценки и поведение, но я все равно люблю тебя. Очень-очень». Но только тогда у вашего ребенка не будет причин вам лгать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter