Милые бранятся — закона не боятся

Ежегодно телефоны белорусской милиции принимают около 120 тысяч сообщений о семейно-бытовых конфликтах, вылившихся в оскорбления, унижения, синяки и переломы Только в половине случаев пострадавшая сторона, чаще всего женщина, доносит до участкового заявление о привлечении супруга к ответственности.

Многие из этих бумаг заявительницы заберут еще до суда, потому что мера воздействия на агрессора, которую предлагает в таких случаях законодательство — штраф в несколько базовых величин или арест сроком до 15 суток. Деньги на штраф обычно изымаются из скудного семейного бюджета: насильник в большинстве случаев зависим от алкоголя и собственным счетом в банке не располагает.
По статистике, от 15 до 60 процентов женщин вообще никогда никому не рассказывают о том, что происходит за закрытыми дверями их квартир. Многие делают это потому, что не видят в унижениях и оскорблениях ничего противоестественного. Ведь так было во все времена и во всех странах.
— Домашнее насилие — самая постыдная из всех форм насилия, потому что вершится близкими людьми, — изложила современный взгляд на вечную проблему координатор программ ЮНФПА в Республике Беларусь Татьяна ГАПЛИЧНИК. — От него в прямом смысле страдает общество, ведь жертвы нуждаются в медицинской и психологической помощи, пропускают рабочие дни. Поэтому 89 государств мира приняли законодательные нормы, направленные на борьбу с домашним насилием. Среди них 60 стран имеют специальные законы о домашнем насилии, а 7 — о насилии в отношении женщин.
К сожалению, Беларусь в их число не входит.
— За плотно закрытыми дверями и зашторенными окнами идет война не на жизнь, а на смерть, — признал заместитель начальника управления профилактики Министерства внутренних дел Беларуси Андрей СОЛОДОВНИКОВ. — За 9 месяцев 2006 года в семьях совершено 143 убийства и покушения на убийство, в 271 случае жертва получила тяжкие телесные повреждения, в 131 — менее тяжкие последствия. В целом за это время в Беларуси зарегистрировано 2910 преступлений в сфере семейно-бытовых отношений — больше, чем за такой же период прошлого года. Главная причина “вооруженных” (кухонной утварью) конфликтов — алкоголизм.
Хуже всего, что первым в этих боевых действиях погибает доверие, без которого не бывает семейного тепла. Вслед за ним умирают взаимное уважение, поддержка и искренность.
Есть и еще одна невинная жертва супружеской междоусобицы — дети.
— Даже если ребенка не бьют, но он видит, как папа оскорбляет или избивает маму, он тоже страдает от насилия, — считает волонтер кризисного центра общественного объединения “Радислава” Елена КОВАЛЕВА. — Раб может стать только рабом или рабовладельцем. У ребенка формируется психология жертвы или насильника. Мальчик из такой семьи усвоит, что конфликты и споры проще всего разрешать при помощи грубой силы. Девочка выйдет замуж за алкоголика или просто жестокого человека и послушно войдет в материнскую роль.
Кстати, девочки в эпоху борьбы за гендерное равенство примеряют на себя и более жесткие, традиционно “мужские” образы.
— Каждый пятый несовершеннолетний преступник или правонарушитель — девушка, — сказал Андрей Солодовников. — Стражи порядка порой приходят в ужас: девочки и девушки в последнее время стали намного более агрессивными!
На “телефон доверия” кризисного центра поступают звонки от разных женщин. На некоторых впервые повысил голос любимый человек, поэтому они нуждаются в эмоциональной разрядке. Другие находятся в состоянии домашнего насилия уже долго, они запуганы и нерешительны, но сил терпеть издевательства уже нет. Третьим нужна безотлагательная помощь: пьяный муж оставил их в покое только потому, что ушел за очередной бутылкой.
— В таких ситуациях самый действенный метод — изоляция агрессора в ЛТП, — сделал ремарку Андрей Солодовников. — Хотя к возрождению этих учреждений общество относится неоднозначно, мы знаем, что это глоток свежего воздуха для семьи алкоголика. За 9 месяцев в ЛТП отправлено 3103 человека, причем 308 из них — женщины.
Во всех остальных случаях, утверждают специалисты, семье можно помочь. Как?
— Гармонизацией и повышением культуры брачно-семейных отношений, — выписала “рецепт” главный специалист отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светлана НАУМЧИК.
— Уровень наших специалистов позволяет перевести конфликтные отношения в семье на мирные рельсы, — заверил директор Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Андрей ТУРОВЕЦ. — К нам обращалось немало семей, которые понимали, что еще месяц-другой — и начнут драться. Сейчас у них все в порядке. Проблема только в том, что огромное большинство проблемных семей никуда не обращаются!
Наверное, слишком долго насилие мужа над женой считалось естественной чертой семейной жизни. Не зря в одном из старинных русских свадебных обрядов отец невесты, ударив свою дочь новенькой плеткой, передавал плеть в руки зятя: “Если не будешь повиноваться своему мужу, он будет тебя наказывать!” Очевидно, протестуя против физического и сексуального насилия, мы до сих пор нечувствительны к его “современным” формам — экономическому и психологическому.
Женщине стоит искать профессиональной помощи, как только ее впервые оскорбили или унизили, стали контролировать или ограничивать в общении, работе вне дома, деньгах, карьере или учебе. Ей надо не на шутку встревожиться, впервые услышав в свой адрес “Ты никогда не умела готовить!”, “Знай свое место!” или “Где шаталась весь день?” Мы же привычно видим в грубости, ревности и упреках верные признаки мужской любви.
Многим из белорусских женщин еще предстоит осознать свое человеческое достоинство. Как подвел итог Андрей Солодовников — “окультуриваться надо”. Пока наши дети не стали мстить нашим внукам за свое отравленное ужасными сценами детство.

Если бы все население мира состояло из одной тысячи человек, 500 из них составили бы женщины.
Их было бы 510, но 10 женщин так и не появились на свет вследствие избирательных (по половому признаку) абортов либо погибли в младенчестве, не получив достаточного ухода, потому что девочки “менее значимы”, чем мальчики.
167 женщин из этого числа хотя бы раз в жизни подверглись бы тому или иному виду насилия, включая избиение, 100 женщин стали бы жертвами изнасилования либо попытки изнасилования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter