Почему штрафстоянки порой становятся местом пристанища автохлама

Милости бросим?

Штрафстоянки страны давно превратились в кладбища автохлама. Почти треть автомобилей там годами ржавеет, попусту занимая место. Очень показательной в этом плане является стоянка в Щучине, где скопилось более ста машин, за которыми давно никто не приходит. Почему так вышло и как можно разрулить ситуацию, выясняла корреспондент «Р».

На  авто  растут  деревья

Судя по статистике, на Гродненщине сегодня самый высокий уровень автомобилизации в стране — более 400 автомобилей на тысячу жителей. И цифра эта только растет. А вместе с ней прибавляет и количество бесхозных авто на улицах и во дворах. В Щучинском районе разбитые или брошенные автомобили привозят на платную стоянку ООО «Гродноагроспецавтотранс». На огражденной территории площадью 60 соток ведется круглосуточное видеонаблюдение. Находящийся здесь транспорт надежно охраняют четыре сторожа. Приезжают водители-международники, которые оставляют здесь свои фуры в перерывах между рейсами, но основная задача стоянки — обслуживание автомобилей, доставляющих молоко и скот на перерабатывающие предприятия.

Начальник Щучинского филиала ООО «Гродноагроспецтранс» Чеслав СЕРЕХАН демонстрирует «автокладбище», устроенное на месте стоянки.

Тем не менее за последние несколько лет практически всю территорию площадки заняли брошенные автомобили — их число давно перевалило за сотню. В большинстве своем это так называемый автохлам. Стоят отъездившее свое машины, занимают место, гниют под дождем. Просто так вывезти их на свалку работники стоянки не могут, ведь юридически у техники есть хозяева, но где они — вопрос открытый.

Автомобили попали сюда по разным причинам — одними управляли нетрезвые граждане, другими — водители без прав, третьи доставили к нам разбитыми после ДТП, — обрисовывает ситуацию начальник Щучинского филиала ООО «Гродноагроспецавтотранс» Чеслав Серехан. — Более 90 процентов — это транзитный транспорт, следовавший по трассе М-6, поэтому найти хозяев практически невозможно. Да и что греха таить, некоторые транспортные средства таковыми можно назвать с большой натяжкой. В каких-то уже деревья прорастать начинают. Этот металлолом давно необходимо признать бесхозным. Но, как оказалось, это не так-то просто сделать. 

Не исключено, что за машинами владельцы не приходят, опасаясь выставленных счетов за парковку. Сутки на штрафстоянке обойдутся чуть более 2 рублей. Работники готовы «простить» долги, но желающих забрать свое движимое имущество немного. 

— За такими автомобилями хоть иногда приходят? — спрашиваю у начальника штрафстоянки.

Бывают случаи, что через несколько лет объявляется хозяин авто, — отвечает Чеслав Чеславович. — Но деньги платить никто не хочет. Нам за все эти годы никто не заплатил ни копейки. А принудительно заставить человека забрать машину мы не имеем права. 

Не нужно быть бухгалтером, чтобы посчитать: набежавший долг зачастую стоит больше, чем сам автомобиль. Вот ржавая «классика» и доживает свой век на задворках спецстоянки. 

Что  ж  ты  бросил  «коня»?

Как же освободить платную автостоянку от никому не нужных автомобилей? Может, выгоднее признать их бесхозными да продать? Чеслав Серехан решил заняться решением этой проблемы серьезно: обращался даже в Госавтоинспекцию и прокуратуру. 

Директор ООО «Гродноагроспецавтотранс» Игорь Койро заверяет, что проблема с мини-автосвалкой, образовавшейся в одном из филиалов предприятия, давно вышла за его пределы:

— Еще год назад мы забили тревогу. Был написан официальный запрос в ГАИ с просьбой о помощи, но никаких ответных мер не последовало. Да, у нас заключены договоры на использование 20 мест нашей стоянки, их занято уже более ста. Скоро нам некуда будет ставить свои молоковозы. Искали владельцев самостоятельно. Готовы не брать с них деньги за хранение, но они не хотят забирать даже бесплатно. Судиться с ними тоже смысла не видим. Больше потратим на судебные издержки. 

Прокурор Щучинского района Александр Демидов пока четкой картины не видит, но обещает помочь разобраться в ситуации:

— Собираемся внести ее в наш план работы на этот год. Проблема ведь характерна не только для Щучина, но и в целом по стране. Мы пытались предъявить иски к владельцам транспортных средств, но это оказалось проблематично. Одно дело, когда это местные жители, но в конкретном случае автомобили собраны с разных областей. Город расположен в непосредственной близости к трассе Минск — Гродно, поэтому сотрудники ГАИ доставляют на стоянку автомобили нарушителей, которые осуществляли движение без документов или в состоянии алкогольного опьянения. Нашли владельца авто из Щучина, а человек уже умер. Есть родственники, но надо ждать, когда они вступят в права наследования. В общем, есть вопросы, которые, на мой взгляд, должны быть в компетенции органов внутренних дел. У них имеются все данные о неоплаченных штрафах, контакты автовладельцев.

В некоторых машинах за годы стояния на месте уже начала пробиваться растительность.

Век  одиночества

Существует ли такая проблема в других регионах, к примеру в Гродно? Звоню на платную стоянку по улице Курчатова, куда в том числе привозят автомобили нарушителей. Директор СУ «Гродненский футбольный клуб «Неман» Виктор Балабанович рассказал, что щучинское предприятие далеко не единственное, кому довелось столкнуться с автомобильными «мертвыми душами»:

— В нашем ведении несколько автостоянок, где хранятся разные категории транспортных средств. Обычная аренда места для одного авто — 22 рубля в месяц. Вторая категория — временные машины, это когда к нам в город приезжают гости из-за границы и оставляют машину на несколько дней или неделю. Третья — так называемый автохлам. УЖРЭП Ленинского района собирает бесхозные машины с дворовых территорий. Лимит — 10 мест. Примерно такое же количество мест по договоренности коммунальщики арендуют и на других наших стоянках. Такие авто могут простоять долго. Вот, к примеру, старенький «Опель» простоял целый год, а недавно нашелся владелец. Мужчина приехал, походил вокруг и говорит: «Ай, да пусть дальше стоит» — и ушел себе спокойно. Следующая категория авто — транспортные средства, требующие хранения в рамках проведения следственных действий. Помните недавний случай, когда на Брузгах парень въехал под фуру? У нас и сама фура стоит, и то, что осталось от легковушки. Брошенных машин немного. К примеру, вот уже пять лет припаркован БМВ 7-й серии. Пока его еще можно реанимировать, но если не объявится хозяин, то придется сдать на металлолом. Обычно коммунальщики собирают пять машин, которые стоят более 5 лет, оформляют по всем правилам документацию. Понесенные финансовые расходы УЖРЭПов компенсируются суммой, которую удастся получить после сдачи автомобиля на утилизацию.

Работники автостоянок признают: есть автомобили, которыми годами никто не интересуется, но таких единицы, а никак не сотни. В целом на гродненских стоянках проблем с местами нет. Заключены договоры со Следственным комитетом, УЖРЭПами, ЖЭСми и, конечно же, ГАИ. Чаще всего автовладельцы особо не тянут с возвращением железного коня. Все-таки денежки капают. Вроде бы 2 рубля в день — немного, но если умножить цифру на несколько месяцев, а в особых случаях и лет, то сумма смешной уже не покажется. 

Начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Гродненского облисполкома Андрей Цыдик говорит о  том, что работа в этом направлении уже идет:

— Наши сотрудники могут эвакуировать автомобиль на штрафстоянку в трех случаях: если автомобиль стоит с нарушением правил, если водитель задержан в состоянии алкогольного опьянения или без прав. К примеру, припарковался в зоне действия дорожного знака с дополнительной табличкой «эвакуация». Или в случае, когда автомобиль создает угрозу безопасности для других участников дорожного движения или стоит у перекрестков и пешеходных переходов. Обязательно проводится фотофиксация, чтобы исключить спорные ситуации в случае обнаружения повреждений или царапин. После этого инспектора передают информацию в дежурную часть. Поэтому в случае отсутствия машины на том месте, где ее припарковали, проще всего набрать 102. Там автовладельцу укажут, когда и на какую стоянку был эвакуирован автомобиль. Если человек впервые нарушил ПДД, то штраф составит одну базовую величину. В случае повторного нарушения эта сумма вырастет до двух базовых. Также автовладельцу придется оплатить услуги эвакуатора. 

Машинами, брошенными во дворах, занимаются по большей части коммунальные службы. За последние годы с гродненских улиц и дворовых территорий работники ЖКХ вывезли и утилизировали несколько сотен  старых остовов автомобилей. Безусловно, утилизация — это крайняя мера. Владельцам дается достаточное количество времени, чтобы привести в порядок семейный раритет. Но знают ли об этом хозяева автомобилей со щучинской стоянки? Вопрос открытый.

kondratsieva@sb.by

Фото Александра КАСПЕРЧУКА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter