Милость

О новом фильме Анастасии Мирошниченко "Дебют"

Быть милостивым означает умение прощать, проявлять любовь. Еще — способность чувствовать чужую боль, быть готовым откликнуться на проблему. Не всегда и не у всех получается проявлять милость к чужому человеку, тем более «проблемному». У кинодокументалиста Анастасии Мирошниченко этот особый дар есть. Она не только подмечает самые болевые ситуации, она их пытается разрешить, помочь тем, кто нуждается в этой помощи, кто по разным причинам выпадает из пространства социальных стандартов. Очевидно, про такие качества когда–то сказал поэт: «И милость к падшим призывал...»

«Дебют».
Так было в ее дебютном фильме «Перекресток». Ведь наверняка многие видели, знали, удивлялись, недоумевали, встречаясь с гомельской «достопримечательностью» Валерием Ляшкевичем. Однако мало кто видел и тем более чувствовал бесконечную драму немолодого одинокого человека, для которого уличный перекресток в теплую пору, а вокзал в холод в течение 20 лет были домом. Выпускница академии искусств решила сделать героем своей первой ленты именно этого человека, каждый день наблюдения за жизнью которого не просто показывал нам бомжа, а открывал по–настоящему неординарную личность, самобытного философа и художника. Картина удостоена множества наград, отмечена и замечена крупными фестивалями. Для молодого автора это было только начало для того, чтобы собрать деньги на то небольшое жилище, в котором ее герой нуждался. Тот самый случай, о котором можно сказать, что кино — это поступок.

Новый фильм Анастасии Мирошниченко «Дебют» тоже больше, чем фильм. На сей раз героями, или героинями, стали молодые женщины, по разным причинам отбывающие срок в тюрьме. Но не это предмет внимания режиссера. С одной стороны, автор наблюдает за тем, как заключенные готовят спектакль, как непросто даются репетиции, как вообще непросто дается путь к иной жизни. А с другой стороны, выбранный метод наблюдения, диалогов со своими «персонажами» дает возможность открыться тем драмам, которые в избытке у каждой из них. Их непростое прошлое — это та судьба, которая «по следу шла, как сумасшедший с бритвою в руке». Воспоминания, переживания каждой из них — тот высший суд, который вершится на наших глазах. Что может быть большим приговором, чем разлука с собственным ребенком, по которому изболелась душа? Что может быть большим судом, чем встреча с маленькой дочкой, которая, прижимаясь, говорит о своих успехах и том, как она любит маму и желает ей поскорее «выздороветь», поскольку думает, что мама просто заболела?

Каждая история — это не только роковые поступки, драмы душевных терзаний и раскаяний. Это еще и тяжкий путь к себе иной, к тому свету, который мучительно пробивается сквозь тьму заблуждений и ошибок. Именно этот пройденный путь дает право на сочувствие, которое может даваться «как благодать», на понимание и прощение. По правде говоря, милость и логика редко бывают совместимы. Но милосердие и сочувствие всегда выше нашей человеческой логики и правды. Ведь если бы этого не было, не было бы великого сюжета о том сыне, который, промотав отцовское состояние, вернулся к отцу и пал перед ним на колени. Если бы этого не было, не были бы прописаны великие слова о «блаженных милостивых», которые тоже «помилованы будут».

За время фильма мы сами немного изменились, ощутив в себе способность к милости не потому, что кто–то заслужил ее, а потому, что кто–то просто нуждается в ней. Героиням картины милость будет нужна и тогда, когда они, отбыв наказание, вновь вернутся в тот мир, от которого на какое–то время были изолированы. «Дебют» Анастасии Мирошниченко — это не только ее поступок, но и призыв ко всем нам совершить свой собственный. Ведь милостью и милосердием действительно можно многое изменить.

И еще. «Дебют» отобран для участия в конкурсной программе самого крупного международного фестиваля документального кино IDFA, присутствие в котором для каждого документалиста и страны, которую он представляет, — уже событие.

lpsm3163@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
Белорусский зритель
«Дебют» Анастасии Мирошниченко — это не только ее поступок, но и призыв ко всем нам совершить свой собственный. Ведь милостью и милосердием действительно можно многое изменить.
Не плохо бы и автору прислушаться к своим же словам...
Леонид_Н, 66, Минск
Я так понял, что российское кино очень доброе, особенно когда речь идет о молодых женщинах. сбившихся с правильного пути из-за семейных неурядиц. Так может наши добрые россияне снимут кино о женщинах, которые сбились с пути, потому что их отец был убит во время Кровавого воскресенья или на сопках Маньжурии или во время Ленского расстрела (всё  по приказу возлюбленного Матильды). Так скажите и мы подождем.
Олег, 45, Минск
Замечательное Слово и напутствие молодым творцам... И они у нас есть!
Белорусский зритель
«Дебют» Анастасии Мирошниченко — это не только ее поступок, но и призыв ко всем нам совершить свой собственный. Ведь милостью и милосердием действительно можно многое изменить.
Не плохо бы и автору прислушаться к своим же словам...
Людмила, Минск
Леонид_Н, 66, Минск,
Уважаемый Леонид, во-первых, это белорусский фильм белорусского молодого документалиста. Во-вторых, он действительно с большим и важным гуманным смыслом. В-третьих, причем здесь россиянки, у которых были убиты отцы в Кровавое воскресенье? В-четвертых, причем здесь вообще "возлюбленный Матильды", как, впрочем, и сама Матильда (или "Матильда")?
Геннадий, 40, Минск
Тематика фильма "Дебют" Анастасии Мирошниченко - тяжелая. Отношение к ней людей - очень разные, в том числе полярные. Но насколько же более важным является отношение к этой теме Того, Кто сказал "Наказание за грех - смерть". Вся жизнь на земле дана человеку для того, чтобы понять, "что такое хорошо и что такое плохо". На своих ошибках, реже на чужих, мы учимся, как можно и нужно поступать, а как не нужно. Мы можем делать все, что угодно, но выбрать последствия своего выбора мы, увы, не можем, они последуют автоматически и обусловлено. Когда-то Христос сказал блуднице, омывшей Его ноги своими слезами и отершей волосами головы: "Иди, и впредь не греши!" Хорошо, когда человек на примере наказания земного поймет, что все земные наказания - лишь бледная тень того, которое может быть за чертой этой жизни. А на примере прощения земного - как велико будет прощение небесное. В иудаизме превалирует закон "око за око и зуб за зуб", в буддизме "если ты поможешь несчастному - ты увеличишь его путь перевоплощений и ухудшишь его карму", в христианстве: "милость превозносится над судом". Человек, которому прощено много небесным прощением и кто это осознал и принял - уже не сможет быть злым и непрощающим по отношению к людям. Допуская скорби и страдания, нам дается шанс на исправление, на поиск той благодати, о которой упоминает Людмила Петровна. Ибо не может человек, получивший благодать, остаться таким же, каким он был прежде. Он станет другим, он простит других, он будет передавать эту благодать и делиться ею с окружающими, кем бы они ни были.
Спасибо Людмиле Петровне за интересную и глубокую рецензию с попыткой богословского обоснования фильма с непростой тематикой. Пока человек находится в рабстве греха - он в тюрьме, как героини фильма, хотя он сам думает, что он на самой вершине, он успешен, талантлив, умен, многого достиг. Ему требуется освобождение. Рецензия Людмилы Петровны помогает захотеть посмотреть фильм и посмотреть его без осуждения к героиням фильма. Посмотреть с анализом своей жизни, и может быть, увидеть в героинях себя. А признание правильного диагноза - важное условие исцеления и выздоровления. Людмиле Петровне низкий поклон и успехов, здоровья, счастья, радости и терпения!
Леонид_Н, 66, Минск
Уважаемая Людмила Петровна! Полагаю, что Вы не хуже меня знаете, кто был возлюбленнным балерины Матильды, как к нему полагается сейчас относится в Великой России, и что может быть с тем, кто хотя бы заикнется о его некоторых шалостях. Повторяю: фильм "Дебют" о женщинах. сбившихся с пути, из-за стандартных семейных неурядиц. А если женщина сбилась с пути, потому что отца-кормильца убили по приказу "возлюбленного". Или ее изнасиловали во время санкционированного "возлюбленным" погрома. Почему про таких женщин никто не снимает фильм, почему таким женщинам никто не сочувствует? На этот вопрос у вас ответа нет.  
Антон Сидоренко, Минск
Большое спасибо Людмиле Саенковой за внимание и теплые слова в адрес фильма.
Белорусский зритель
Антон Сидоренко, Минск, и Вам стоит перечитать:
Но милосердие и сочувствие всегда выше нашей человеческой логики и правды.
Елена Антонишина, 60, Минск
Быть понятым - самое большое счастье. Не только для автора, для любого человека в его обыденной жизни. Большое спасибо Людмиле Саенковой, которая поняла фильм так, как он был задуман и рассказала об этом прекрасным - эмоциональным и ярким - языком.
Оксана, 50, Лида
Полностью согласна с каждым словом автора, хорошо, что появились белорусские  молодые талантливые режиссеры.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?