Миллионы ждут решений

Укрепление и стабильное развитие российских моногородов – одна из важнейших и острых проблем, от решения которой зависит жизнь многих миллионов людей

Укрепление и стабильное развитие российских моногородов – одна из важнейших и острых проблем, от решения которой зависит жизнь многих миллионов людей

Моногород – это населенный пункт, основная часть работоспособного населения которого трудится на одном или нескольких градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля.

Нигде в мире нет такого количества городов, как в России, построенных в непригодных для жизни местах для обслуживания заводов, шахт и месторождений. Эти промышленные моногорода, создававшиеся под плановую экономику,  оказались серьезнейшей проблемой для экономики рыночной. Что делать с городом, единственный завод которого не нужен современной экономике? Как быть с людьми, которые всю жизнь проработали на этом заводе?

По данным Министерства экономического развития РФ, на территории страны располагаются 342 моногорода, в которых проживают 16 млн человек – это 11% населения страны. На градообразующих предприятиях заняты 1 млн 300 тысяч человек. В моногородах производится пятая часть общего объема отгруженной продукции промышленности страны примерно на 7,1 трлн рублей в год.

Приток инвестиций в экономику моногородов составил в 2013 году 930 млрд рублей – это 11,5% от общего объема инвестиций в основной капитал страны. Но в реальности этого недостаточно для того, чтобы поддерживать необходимый уровень деловой активности в них. Поэтому средний уровень зарегистрированной безработицы в таких городах примерно в полтора раза выше, чем в стране в целом.

При таком положении дел, по словам Президента России Владимира Путина, рассчитывать только на федеральную помощь в решении проблем моногородов было бы неправильно. Нужна и личная вовлеченность в этот процесс как региональных руководителей, так и руководителей муниципальных образований и, разумеется, собственников градообразующих предприятий, потенциальных инвесторов.

Владимир Путин отметил, что «в тех регионах, где были сформированы грамотные, профессиональные команды, где был продемонстрирован ответственный подход и желание решать накопившиеся проблемы, выделенные средства дали результат и стали, безусловно, генератором частных инвестиций».

На совещании было отмечено, что далеко не все президентские поручения, выданные ранее, выполнены. С июля прошлого года не актуализирован перечень моногородов. Нет списка инвестиционных проектов в монопрофильных поселениях. Более того, не приняты даже элементарные управленческие и организационные решения. До сих пор не налажен мониторинг ситуации в моногородах. А на региональном уровне не везде назначены ответственные лица, которые лично бы занимались вопросами развития моногородов.

В марте текущего года Минэкономразвития провело анализ на основе мониторинга предприятий и муниципальных органов власти градообразующих населенных пунктов. Было обследовано 294 предприятия и 85 тысяч работающих на них людей. По сведениям руководства этих предприятий, до 2016 года предполагается высвободить более 35 тысяч человек. Эту цифру следует считать минимальной, потому что, во-первых, это довольно осторожные оценки руководителей самих предприятий, во-вторых, охват опроса составляет не более двух третей от общего количества занятых в системе моногородов.

Поддержать моногорода, по мнению министра экономического развития Алексея Улюкаева, возможно созданием инфраструктуры, необходимой для модернизации действующих и открытия новых предприятий, а также субсидированием затрат предпринимателей на сохранение или переоборудование и создание новых рабочих мест. В том числе – это решение жилищных вопросов жителей моногородов при переезде их к новым местам работы.

За последние три года рабочей группой по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции отработано четыре модели модернизации моногородов.

Первая – когда крупное градообразующее предприятие выходит на выпуск другой продукции, то есть происходит глубокая модернизация предприятия. Вторая – когда запускаются альтернативные проекты – два-три средних предприятия, которые снижают социальную напряженность и зависимость от крупного предприятия. Третья – это создание индустриальных парков. По факту – это самая востребованная модель. И четвертая – когда нет крупных и средних инвесторов, возникает возможность развития малого и среднего предпринимательства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter