О чем говорят итоги президентских выборов в США?

Миллионы выбрали миллиардера

Новость из-за океана взорвала мир. И поставила перед ним целый ряд вопросов. Почему попали впросак тысячи социологов и аналитиков, предрекавших совершенно иной ход событий? Что ожидает планету от смены лидера супердержавы? Наконец, чем полезен ей Дональд Трамп и чем может быть опасен? Попробуем разобраться.



Многие аналитики сходятся во мнении, что Америка все упорнее станет отказываться от вмешательства во внешние конфликты ради большей концентрации на своих внутренних проблемах. Хотя бы потому, что расхожий стереотип о том, что любая дестабилизация на планете — способ поправить экономическое положение в США и укрепить доллар, дал трещину.

— Соединенные Штаты проходят сейчас интересный момент в своей истории, — считает бывший министр обороны и директор ЦРУ Леон Панетта. — Нет никаких сомнений, что вмешательство в различные конфликты в определенной степени истощило страну. Как и цена, которую пришлось за них заплатить.

Осознание подобного вкупе с результатами выборов способно сильно изменить внешнеполитический расклад на планете. Еще летом Трамп — тогда еще кандидат в президенты — во время выступления в Детройте пообещал, что в случае его победы на выборах США выйдут из соглашения по Транстихоокеанскому партнерству. В первые дни после инаугурации, которая состоится 20 января 2017 года, новый президент собирается подтвердить этот выход. При этом Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) между Канадой, США и Мексикой будет возобновлено. Под большим вопросом сегодня и будущее НАТО. Трамп не раз подчеркивал, что этот альянс на данный момент себя изжил.

На этом фоне вполне возможна перезагрузка и отношений США с нашей страной. Профессор Рэдфордского университета Григорий Иоффе если и видит тому препятствия, то отнюдь не политические:

— Многое будет зависеть не от личных пристрастий Трампа, а от того, как будет сконструирована внешнеполитическая парадигма Соединенных Штатов. Но насколько я знаю, в штабе Трампа намерены рассматривать Беларусь как самостоятельного игрока. И проводить с ней мирную и достаточно инициативную политику.

Минский политический аналитик Павел Потапейко особую роль отводит дипломатической сфере:

— Надо сказать, в последнее время наших дипломатов упрекнуть не в чем, они из любой международной ситуации выжимают максимум возможного. Думаю, с избранием Трампа эта линия будет только крепнуть. И получит более благоприятный отклик с американской стороны.

Но выбор в пользу Трампа — еще и громкий сигнал политическим элитам США заняться наконец решением внутренних проблем. Это отчаянная попытка американского среднего класса обратить внимание Вашингтона на миллионы рядовых налогоплательщиков, напрочь увязнувших сегодня в ипотечных и прочих все более неподъемных кредитах. “Невероятная победа Дональда Трампа — это такое политическое потрясение, которое редко тревожит американскую политику, — пишет The Wall Street Journal. — Но это свидетельство демократической власти недовольных избирателей. Президент Обама слишком часто принимал такие решения, как будто их нужды и предпочтения были безосновательными, и это презрение было обречено вызвать политический протест”.

Впрочем, победа на президентских выборах в США — это еще полдела. Во вторник граждане Соединенных Штатов Америки выбирали не только руководителя государства и 12 губернаторов. Но и всех 435 членов палаты представителей. А также 34 из 100 сенаторов. На это обстоятельство мировая печать обратила мало внимания, а зря. Ведь этот нюанс в деятельности Трампа во многом будет определяющим. Дело в том, что президент США обладает широкими полномочиями, но большая их часть действует с оговорками. Такова пресловутая “система сдержек и противовесов”. На практике это приводит к тому, что ни один президент в истории Соединенных Штатов не мог влиять на существенные вопросы внутренней и внешней политики, не обладая при этом достаточной поддержкой парламентского большинства.

Так вот, что касается проходивших на этой неделе выборов, на первый взгляд, демократы проиграли и их парламентскую сторону. Республиканцы не только сохранили контроль над сенатом, но и получили большинство в палате представителей. Но простота эта кажущаяся. Слишком сложны отношения Трампа даже со своей Республиканской партией, слишком непростой была минувшая кампания. “Одной из непосредственных задач станет поиск большего числа сторонников, и Трамп сможет найти их, если начнет восстанавливать отношения с Капитолийским холмом, — считает The Wall Street Journal. — Он и спикер платы представителей Пол Райан расходятся по вопросам политики, но переизбранный республиканский конгресс станет принципиально важным для успешного президентства Трампа”. Григорий Иоффе поясняет:

— Президент в США не всесилен. Но он задает тон. И если этот тон будет поддержан определенным количеством ключевых фигур, направление политики обычно меняется.

Но почему же исход президентских выборов оказался столь неожиданным? Причем и для политических элит США (истерический тон многих американских газет на этой неделе — свидетельство тому), и для социологов, и для политологов всех мастей? Сам Трамп в интервью Fox News признался, что видит в большинстве социсследований, предрекавших победу Клинтон, банальный инструмент манипулирования обществом:

— Думаю, что результаты многих опросов намеренно искажены. Не уверен, что многие опросы вообще проводились. Просто взяли цифры с потолка.

А ведь именно данные соцопросов и экзитполов американцы не раз брали за основу для “оценки демократичности” различных выборов за рубежом! Такие оценки порой приводили к “цветным революциям”. Как воспринимать сегодня несостоятельность американских социологов — вопрос скорее риторический. Зато стало очевидным, гендерное равноправие и в США во многом остается мифом. Профессор Госуниверситета штата Пенсильвания Кэрол Некемиас хотя и отмечает подвижки в этом вопросе (в 1937 году 66 процентов избирателей были не готовы голосовать за женщину, в 2012-м — всего 4 процента), тем не менее говорит:

—  В американском общественном сознании пока не случился капитальный перелом. Люди по-прежнему считают, что президентство — мужская функция.

В самом же обществе перелом вполне возможен. Трамп не раз рассказывал о своих планах на первые сто дней президентства: принять меры в сферах борьбы с коррупцией, защиты интересов трудящихся в США, отменить многие меры исполнительной власти, принятые администрацией Барака Обамы. Уже после победы на выборах Трамп пообещал быть “президентом всех американцев”. Сможет ли успешный предприниматель наступить на горло собственным коммерческим интересам во благо процветания страны в целом — покажет время. Пока достоверно можно говорить об одном: 20 января 2017 года избранный президент Соединенных Штатов принесет присягу и вступит в должность. Есть все основания полагать, что следующий год и для США, и для мира в целом станет во многом знаковым. А вот насколько — увидим сами.

В досрочных выборах президента США приняло участие рекордное количество человек. Заранее свой выбор по почте или на участках сделали 46,3 млн избирателей. Общее число досрочно поданных голосов — около 40% от общего числа тех, кто принял участие в выборах

ДОСЛОВНО

Александр Лукашенко о выборах в США (11 сентября 2016 г.):


— Американское общество еще не пришло к тому, чтобы избрать президентом женщину. Сможет ли женщина управлять таким огромным военным потенциалом, ЦРУ, спецслужбами — вопрос. Исходя из динамики, Дональд Трамп имеет очень сильные позиции сейчас. Мне кажется, он может стать президентом.

Президент Беларуси поздравил Дональда Трампа (9 ноября 2016 г.):

— Ваша победа — свидетельство выбора американского народа в пользу политики, которая основывается на честности, ответственности, поиске перемен. Своей активной, искренней и смелой позицией в ходе предвыборной кампании Вы всколыхнули американское общество, вернув его к настоящей демократии. Надеюсь, что под Вашим руководством нормализация отношений между нашими странами продолжится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter