В ближайшие годы минимальный дефицит сырого молока в России составит 15 миллионов

Миллионы тонн в пропасть

Заманчивые перспективы открывает нам загадочный молочный рынок России
Рынок молока в России — это рынок-загадка. «Мы взяли на себя инициативу и наняли независимую консалтинговую компанию для его анализа, — сказал председатель Совета директоров «УК РУСМОЛОКО» Наум Бабаев на V Съезде Национального союза производителей молока. — Емкость российского молочного рынка составляет 40 миллионов тонн. Вроде бы здесь все понятно. Есть молоко, которое производят сельхозорганизации, крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные. Но есть одна странная и довольно большая составляющая — нереализованное молоко. Даже придумали для него термин — нетоварное. Это молоко, которое не продано, которое вроде бы кто-то произвел и, вероятно, тут же употребил. Соответственно, мы взяли на себя смелость, проанализировали производство молока в регионах, посчитали статистику.  По нашим данным, реальная цифра производства молока в России не превышает 18 миллионов тонн. И по всем прогнозам в ближайшие годы минимальный дефицит сырого молока в России составит 15 миллионов». 

ТУ ЖЕ тревогу высказал на молочном форуме и заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрат Хайруллин. Он считает, что молочной отрасли нужна реальная статистика, как диагноз больному, который необходимо поставить для правильного лечения. «В России производится не более 18 миллионов тонн молока, из которых лишь 13 миллионов получают хозяйства и фермеры, еще 5 – ЛПХ. К сожалению, Минсельхоз настаивает на 32 миллионах. Где в России вы видели такую картину? Если мы будем оперировать такими цифрами, достичь показателей программы продовольственной безопасности не удастся», — убежден руководитель аграрного комитета. 

В том же духе высказался и помощник председателя правительства РФ Геннадий Онищенко. «Данные, которыми мы располагаем, и которые критикуют, показывают, что страна потребляет 247 килограммов молочных продуктов в пересчете на молоко — очень скромная физиологическая норма для человека. Необходимо — 340. Дефицит составляет 100 килограммов. Наша стратегическая задача — накормить население молочной продукцией. Питьевого молока мы выпиваем 54 килограмма, «супостат» пьет — 112—118. По кисломолочным продуктам у нас потребление составляет 14,4, на Западе — 29,4 килограмма, сыра мы едим 6,2, у них — 18—29 килограммов». 

В целом производство цельномолочной продукции в пересчете на молоко сохранилось на уровне 2013 года. Для белорусских молочников необходимо учитывать тот факт, что частично это достигнуто за счет более широкого использования заменителей растительного происхождения. Рынок сыров — наиболее зависимый от импорта из стран санкционного списка и наиболее выгодный для нас — «просел» на 22 процента. В этом году емкость рынка, вероятно, продолжит сокращаться. 

Причины? Российские производители попали в ситуацию, когда цены на конечную продукцию и рентабельность производства упали из-за резкого подорожания  кормов, топлива, энергоносителей. Палка о двух концах: с одной стороны, дабы возместить затраты, переработчики и производители в текущую зимовку перешли разумную ценовую грань на сырое молоко даже при недостатке сырья. С другой — многие столкнулись с падением продаж: потребитель уже не способен покупать молочку по нынешним ценам. 

Тем не менее производитель сетует. «Цены на сырое молоко настолько низкие относительно структуры себестоимости,  что в нынешнем году никто не будет развиваться, а кто-то будет замораживать проекты. Мы уже думаем о том, что нужно закрыть одну-две привязные фермы», — цитирует ТАСС Штефана Дюрра, президента ГК «ЭкоНива АПК Холдинг». — На новых, уже работающих комплексах, себестоимость производства молока пока нормальная. Но для привязных ферм и вновь строящихся комплексов нынешняя цена сырого молока недостаточна. Почему? Цена кажется высокой. Посмотрите на структуру себестоимости, на изменения, сложившиеся из-за роста курса валют. Подорожали минеральные удобрения, семена гибридов, сельхозтехника, запчасти. И проценты по кредитам в банках уже сложно взять меньше 16, а иногда они доходят до 20. Сою мы закупаем за доллары, тонна шрота 700 долларов  была в начале прошлого года». 

Для сравнения: сахар три месяца назад стоил 22 рубля, сейчас — 37, свинина — 90 и 150 рублей. Эти отрасли оперативно отреагировали на изменения в структуре себестоимости. А закупочная цена на молоко как была 23—24 рубля, так и осталась. По мнению переработчиков, закупочная цена должна быть не менее 28—30 рублей с НДС.

Это видение ситуации переработчиками может привести к тому, что к середине года заводы могут оказаться без молока. Если цены на сырое молоко в ближайшее время не поднимутся, то продолжится сокращение дойного стада. В 2014 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,5 процента. Причем численность животных уменьшается уже второй год подряд. 

По мнению представителя крупного объединения производителей молока России Василия Редина, в 2015 году отрасль  неизбежно ждет рост себестоимости на 15—20 процентов. Но если он не будет компенсирован, снизится производство молока, хозяйства обанкротятся. Эксперты считают, что в настоящее время молочное скотоводство России не может произвести достаточного количества молока — сырья для собственных нужд страны. 

ХАРАКТЕРНО, что еще в декабре министр сельского хозяйства  России Николай Федоров заявил: РФ заинтересована увеличить поставки обезжиренного молока и сыров из Беларуси. ТАСС цитирует: «Мы скоро встретимся с министром сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонидом Зайцем. Будем уточнять прогноз наших ресурсов на 2015 год. Беларусь готова, а мы заинтересованы увеличить поставки говядины, сухого обезжиренного молока, сыров и творога. Рассматривается возможность увеличения на 10—20 тысяч тонн, для Беларуси это заметно. И мы готовы на это идти, потому что понимаем: вполне можно гарантировать, что за таким увеличением балансов нет угрозы незаконного реэкспорта», — заявил Николай Федоров.

В свою очередь глава белорусского аграрного ведомства Леонид Заяц считает, что для нас важны два сегмента: молоко и молочные продукты, а также мясо КРС. «Необходимо повысить продуктивность дойного стада и увеличить количество голов КРС. Это даст возможность сегодня производить около одного миллиона тонн мяса говядины, и на 10 миллионов тонн к 2020 году мы должны выйти по объемам производства молока», — заявил Леонид Заяц. «При этом надо создавать экспортный потенциал в объеме примерно 5—5,5 миллиона тонн молока к 2020 году и выйти по большому счету на 400—500 тысяч тонн мяса, которое будет поставляться на российский рынок». 

Отметим, что в мире в 2014 году цены на молочные продукты снижались. «С начала года, когда цены были исключительно высоки, цены на молочные продукты упали в основном в результате роста объемов экспорта и снижения темпов импорта на некоторых крупных рынках, особенно в Китае и Российской Федерации», — говорится в сообщении Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter