Миллионы не в счет

О китайском опыте сдерживания роста населения

В Китае подвели итоги переписи населения, прошедшей в стране в 2010 году. Как выяснилось, несмотря на все меры по ограничению рождаемости, за последние 10 лет население Китая выросло на 73,9 миллиона человек. Откуда такие цифры?


Несколько лет назад я была в Ирландии — стране, известной высокой рождаемостью, которую обычно связывают с католической набожностью жителей. Семья знакомого это мнение подтверждала: католики, они ожидали пятого ребенка. Он рассказал, как один из сыновей с озабоченным видом спросил:


— Папа, у нас будет китаец?


— Какой китаец? Почему китаец? — растерялся отец.


Сын выложил непотопляемый аргумент:


— По телевизору и радио все время говорят, что каждый пятый житель Земли — китаец. Значит, у нас будет китаец?


Насколько мне известно, в семье родился стопроцентный рыжеволосый ирландец — может быть, потому, что китайцев не так много, как мы привыкли думать?


Вчера в Пекине официально объявили предварительные результаты общенациональной переписи населения: китайцев — 1,37 млрд., причем 1,33 млрд. живет в континентальной части Поднебесной, остальные — в Гонконге (7,1 млн.), Макао (552 тыс.) и на Тайване (23,16 млн.). Множество китайцев, проживающих в других частях света, перепись, понятно, не учитывала.


За 10 лет прибавилось «всего» 73,9 млн. человек — для этого институты планирования семьи (читай — ограничения рождаемости) работали не покладая рук, раздавая бесплатные презервативы семейным парам и выписывая штрафы за «незаконные» рождения. Результат, достигнутый в результате этой политики кнута и пряника (с заметным преобладанием кнута), впечатляет: если за 1990 — 2000 гг. коэффициент рождаемости составлял 1,07%, то за 2000 — 2010 гг. он снизился почти в 2 раза — до 0,57%. А всего за 30 лет ограничения рождаемости «было предотвращено 400 млн. нежелательных рождений». Специалисты утверждают: население Китая продолжает увеличиваться не потому, что много рожает, а потому, что дольше (читай — качественнее) живет. Действительно, Поднебесная стареет: людей старше 60 уже более 13%, и здесь все активнее говорят о повышении пенсионного возраста — с таким приростом населения скоро некому будет кормить стариков.


Причиной всплеска рождаемости в 1950 — 1960–е гг. часто называют высказывание Мао Цзэдуна, уверенного в том, что «чем больше людей, тем богаче страна». Теперь китайцы на собственном опыте убедились, что на самом деле все наоборот. Пока идут дискуссии о необходимости послаблений в политике ограничения рождаемости, социологические опросы показывают: треть семей, которых такие послабления коснулись, даже и не думают ими воспользоваться. Потому что вырастить и единственного ребенка — дорогое удовольствие. К тому же не все желающие могут произвести на свет потомков: в Китае мужчин на 34 млн. больше, чем женщин. Поэтому преступлениями, связанными с похищением женщин и насильственной выдачей их замуж, промышляет немало организованных преступных групп. Причем в поле их зрения все чаще оказываются девушки из соседних с Китаем небогатых стран — Мьянмы и Вьетнама. Недавно газеты опубликовали историю о том, как из семейного плена удалось освободить 16–летнюю гражданку Мьянмы. Причем мужчинам, которые готовы платить за таких жен немалые деньги, нужен прежде всего ребенок, продолжатель рода.


Поэтому, случается, одну женщину похищают и продают несколько раз — пока способна рожать. Но, конечно, при объявлении официальных итогов переписи населения об этом не говорили, а просто констатировали, что да, гендерный дисбаланс имеется: мол, китайская специфика — традиционное предпочтение мальчиков. Ситуация изменится не скоро.


Почти половина населения Китая живет в городах, за последнее десятилетие эта цифра увеличилась более чем на 13 процентов. Это прямое следствие провозглашенного государством курса на ускоренную урбанизацию. В городах жить лучше и веселее — так считают и правительство, и большинство деревенских жителей, мечтающих сменить прописку. К тому же городские жители рожают меньше сельских. Об этом тоже нечасто говорят вслух, но все социологические опросы эту тенденцию подтверждают.


К китайскому опыту сдерживания роста населения пристально присматриваются в соседних странах — Вьетнаме и Индии. Во Вьетнаме, например, активно пропагандируют (хотя и не сделали это официальным законом — возможно, пока) тезис «Одна семья — два ребенка». Индия хотела бы ввести у себя законодательные, как в Китае, ограничения, но в силу совершенно иного национального характера это вряд ли возможно. А потому, по прогнозам специалистов, к 2025 году именно Индия станет самой населенной страной мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter