Миллионеры из трущоб

О геополитической ситуации в преддверии саммита «большой восьмерки»

Новость дня: количество долларовых миллионеров в мире за прошлый год увеличилось на 17 процентов и превысило 10 миллионов человек. Пока мировые лидеры в преддверии саммитов «большой восьмерки» и еще большей «двадцатки» ссорятся из–за того, каким путем лучше выходить из кризиса, состояние богачей показывает, что худшее уже позади. Армия миллионеров полностью восстановила свои ряды, если сравнивать с докризисным, 2007, годом. Бедные, правда, стали еще беднее...


В Канаде, куда сегодня съезжаются главы мировых держав, вчера произошло землетрясение. Небольшое, всего 5 баллов по шкале Рихтера, однако из небоскребов в Торонто и Оттаве людей на улицу все равно эвакуировали. Тем не менее это ничто по сравнению с теми потрясениями, которые предстоит пережить канадцам в эти дни. Только на безопасность двух саммитов власти Страны кленового листа намерены потратить почти миллиард долларов. Хочется надеяться, что на встречах будут приняты решения, которые принесут большую прибыль экономике планеты. Что дорогостоящие встречи на высшем уровне, скажем так, окупятся.


Понятно, кризис остается главной темой для обсуждения в узком кругу самых влиятельных политиков планеты. Хотя, чтобы как–то обосновать целесообразность одновременного существования «восьмерки» и «двадцатки», между ними произошло определенное разделение труда. «Большая двадцатка» занимается экономическими проблемами — согласитесь, было бы странно говорить о состоянии мировой торговли или колебаниях валютных рынков без Председателя КНР. А вот международную политику и вопросы безопасности развитые государства оставили себе — «большая восьмерка» сегодня–завтра будет обсуждать, что делать с Афганистаном, Ираном, Северной Кореей.


Вашингтон продемонстрировал, что за умеренную цену может уговорить Москву подписаться под новыми санкциями против Тегерана или решить какие–либо другие дипломатические вопросы. Поэтому самые горячие споры наверняка разгорятся на встрече «большой двадцатки» по поводу того, как сейчас нужно действовать в экономике.


Европа, только что пережившая греческую трагедию, настаивает на том, что нужно жестче контролировать деятельность банков и финансового рынка вообще. Еще, по мнению Берлина, Парижа, Брюсселя, надо всячески экономить и сворачивать стимулирующие программы вроде специальной премии покупателям новых автомобилей.


Соединенные Штаты, наоборот, настаивают, что следует еще больше тратить, чтобы завести пробуксовывающую экономику. При этом госдолг США уже превышает 13 триллионов долларов (!), и, если бы не печатный станок, у доллара уже сегодня могли бы быть гораздо более серьезные проблемы, чем у Евросоюза с его Грецией.


Сам Барак Обама мягко призвал участников «большой двадцатки» не бояться увеличивать свой госдолг. А вот один из его придворных экономистов Пол Кругман прямо предупредил, что, если новым председателем Европейского центробанка изберут прижимистого немца Акселя Вебера, это будет большой риск для еврозоны. Известный финансовый делец, к старости ставший филантропом, Джордж Сорос вообще заговорил о том, что «Германия навязывает неправильную экономическую политику и другим странам пошел бы на пользу выход ее из валютного союза».


Немцы очень обиделись на такое вмешательство в их внутренние дела, каковыми они считают европейскую политику. Но Ангела Меркель уверена в своей правоте. В этом году ВВП Германии демонстрирует результаты лучше, чем ранее прогнозировалось. Она позвонила Бараку Обаме и сказала, что сокращение бюджетного дефицита имеет «абсолютно важное значение» для Германии. Немецкий канцлер прямо как натовский командующий в Афганистане сейчас позволяет себе открыто критиковать Белый дом, но в отличие от генерала отправить ее в отставку нельзя.


Предыдущая администрация просто сообщала остальным государствам, что она будет делать. Белый дом при Бараке Обаме предпочитает переговоры. Другим словом, торг. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в отношениях с Россией. Однако в последнее время этот курс Обамы все больше подвергается критике. Манифестом оппонентов называют недавнюю статью в «Вашингтон пост» с говорящим названием «США бросили соседей России на произвол судьбы». Издание обвинило команду Обамы в том, что, пытаясь задобрить Кремль, Белый дом трансформировал свою неправильную политику на постсоветском пространстве «Россия прежде всего» в совсем уж провальную «Россия и больше ничего»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter