Миллиардеры под ответственностью

На Западе назревает конфликт элит: идет активный поиск «крайних» и «ответственных» за провальную социальную политику

Редкий случай, когда мне становится даже жалко мультимиллиардеров. Как-то уж слишком часто в последнее время в западной прессе стала всплывать тема «зажиревших капиталистов». Мол, на их долю приходится основная часть активов мирового богатства. Приводятся разные цифры, которые в общем и целом являются точными и честными. Однако особенность западных свободных медиа и независимых исследователей — оперировать верными данными, но сепарировать их под определенные цели. А частота «наездов» на миллиардеров наводит на мысль: кому-то эта информационная кампания нужна. А кто может себе позволить организовать буллинг против верхушки имущего класса? Пожалуй, только политическая элита. Зачем «давить» столп либеральной экономики — частных собственников? Все элементарно и просто: нужен «крайний» за тот системный социально-экономический кризис, в который вошла западная экономика. Все сильнее зреет социальный протест, и его надо погасить. В сложных ситуациях нет друзей, есть только интересы. Собственно говоря, разлом в развитых странах по линии «политики — бизнес» просматривался давно. Но сейчас он входит в принципиальную, острую фазу. 

коллаж любови царюк
О проблеме роста социального неравенства на самом деле эксперты на Западе трубили давно. И начали после мирового финансового кризиса. На эту тему были созданы десятки солидных аналитических докладов. В частности, тем же Всемирным банком, который в середине 2010-х даже устроил турне своих сотрудников с презентаций исследовательского труда. Другими словами, о социальном неравенстве и растущих диспропорциях в распределении богатства не знал только богатый. Самое интересное и поразительное: анализ того же Всемирного банка показал, что большинство реформ (столь пропагандируемых некогда у нас) только усугубляло ситуацию: ключевыми бенефициарами становились богатые люди, а среднему классу и бедным слоям населения в лучшем случае удавалось остаться «при своем». А чаще — потерять. 

Но в середине прошлого десятилетия политические элиты не очень прислушивались к своим же экспертам. Сложно сказать почему. То ли не хотели, то ли понимали взрывоопасность динамики социального разрыва, но не хватало политической воли, чтобы реализовать действительно эффективные социально-экономические реформы. Сказывался и эффект глобализации: для капитала оказался открыт весь мир. И если неугодные ему трансформации начинаются в одной стране, он попросту перемещается в другую. Политическое взаимодействие на мировом уровне, мягко говоря, не успевало за экономической интеграцией. 
Справедливости ради надо отметить, что были попытки каким-то образом выплыть из системного кризиса. На той же площадке ООН. Разрабатывались прекрасные инициативы по устойчивому и стабильному развитию. Предусматривалась помощь развитых стран более слабым государствам, чтобы выравнивать региональные диспропорции… Но все эти красивые концепции, по сути, так и не нашли практического применения.
Опять же, инициативы толком не были поддержаны на политическом уровне. Вроде бы истеблишмент и признавал проблемы в сложившейся социально-экономической модели. В том числе и на глобальном уровне. Но заниматься трансформацией мира в более справедливый, а тем более вкладывать в эти проекты средства никто из развитых государств фактически не пожелал. Поэтому все благие международные инициативы так и остались химерами: нормальная эволюция любого проекта, у которого отсутствуют источники финансирования. 

Так постепенно проблему загнали в глухой тупик. Настолько «закупоренный», что все больше закипает социальное недовольство, которое все чаще выплескивается на улицы. Причем требования протестующих из экономических мгновенно преобразуются в политические. И политическая западная элита испытывает серьезное беспокойство за свою судьбу. Поэтому, судя по количеству публикаций про «толстосумов», идет процесс перекладывания ответственности на богатых людей. 

Собственно говоря, миллиардеры не белые и пушистые. Кто-то из них свои богатства заработал более-менее честным трудом. Как те же Илон Маск или Марк Цукерберг. Где-то им повезло, но сами по себе эти люди очень деятельные. Другой вопрос, что десятки миллиардов даже за их усилия, возможно, многовато. Но тут уж так устроена западная система. Некоторые миллиардеры являются таковыми наследственно. Конечно, капитал активно участвует в политике в разных ипостасях. Но далеко не все его представители. Немало сверхбогатых людей просто наслаждаются жизнью. Возможно, слишком шикарной с точки зрения социальной справедливости. Но повесить на них всех собак и за рост бедности, и продовольственный кризис, и другие неприятности тоже не совсем корректно. Точнее — популистски. Намек-то понятен, он смахивает на тезис булгаковского Шарикова: все взять и поделить. Заманчивая идея для электората. Только решит ли это социальные проблемы? 

Кстати, у богачей этих-то миллиардов, по сути, и нет. У них деньги, как у Скруджа, не лежат в хранилище. Современное состояние это — ценные бумаги. А их на хлеб не намажешь. Теоретически можно продать на бирже, а на вырученные деньги осчастливить нуждающихся. Но чтобы что-то ненужное продать, надо, чтобы его кто-то купил. А если начать борьбу с миллиардерами, кто будет приобретать их акции? Но даже если такие люди найдутся, то решат ли деньги проблему голода? Хватит ли зерна и других продуктов питания? Ведь если вырастет спрос, просто подскочат цены. Также обстоит дело и с яхтами, виллами и другими материальными предметами роскоши. Их можно отобрать, но ими же людей в Африке не накормишь! Тут, как говаривал сантехник в анекдоте, систему менять надо. Нацеливать экономику и производства на выпуск реальных, необходимых для жизни товаров. А это уже политический вопрос. Но пока власть держащие пытаются отвести от себя подозрения. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter