Милиционеры — не «менты»!

Главный критерий в работе
Главный критерий в работе

Развеселые телесериалы про «ментов» существенно исказили образ сотрудника милиции. Конечно, сегодня он отличается и от дяди Степы, и от участкового Аниськина, но у реальных сотрудников милиции мало общего и с киношными суперменами, которые в хитовых сериалах беспрерывно глушат водку, пускают в ход то кулаки, то пистолеты Макарова, успевая между делом раскрывать сложнейшие преступления. В жизни все обстоит иначе. У сотрудников милиции хватает рутинной, тяжелой, опасной, но — это не банальность! — необходимой всем и каждому работы. Настоящие милиционеры — не «менты»! Особая нагрузка — у офицеров, которые именуются в должностных списках как «участковые инспекторы». Недавно Министерство внутренних дел провело специальный мониторинг. Обобщены итоги общественного мнения по оценке работы участковых. Выводы неоднозначны. Выяснилось, в частности, что многие просто не знают, где находится ближайший к их дому общественный пункт охраны правопорядка... Может быть, люди не нуждаются в помощи милиции, может, исчезла преступность? Увы, это не так. В чем тогда дело?

Проблема авторитета участковых на прошедшей итоговой коллегии МВД обсуждалась не в последнюю очередь. Тревожный симптом: значительное количество респондентов считают, что служба участковых инспекторов — слабое звено. И в немалой степени, прокомментировал данный вывод министр внутренних дел Владимир Наумов, в этом виноваты руководители. Мало требовать результата от рядового сотрудника, нужно уметь организовать работу подчиненных. Традиционные подходы к делу отжили свое. Сегодня главным критерием в работе милиции становится оценка, «поставленная» населением. Однако, по словам министра Владимира Наумова, для некоторых начальников среднего звена этот критерий в диковинку. Они искренне недоумевают: как можно опираться не на количественные показатели, а на «абстрактное» общественное мнение? Что ж, не секрет, показатели «причесать» несложно. А что стоит за иными статистическими отчетами? Допустим, раскрыто 20 мелких краж, а одно крупное хищение — не раскрыто. В цифрах все гладко, а на деле? Подобными математическими манипуляциями, предупредил Владимир Наумов, никого не обманешь. Социологические данные куда точнее. Кстати, в минувшем году методом анонимного анкетирования опрошено около 45 тысяч человек. Выборка, согласитесь, солидная.

Наиболее высокий рейтинг у милиции Гомельщины. А вот на Минщине криминогенная обстановка объективно сложнее. Но ведь каждый из нас в любом уголке страны вправе чувствовать себя защищенным. Среди причин, по которым минчане и жители области критикуют работу милиции, — малочисленность людей в погонах на улицах в темное время суток. Созданные полки ППСМ, заметил министр, решающей роли в обеспечении правопорядка пока не играют. Глохнет на корню и еще одно начинание: в стране 43 тысячи добровольных дружинников, а на дежурствах, какой день недели ни возьми, их наберется не более 300. Опять на первом плане бумажная статистика?

В минувшем году от рук убийц погибли 725 человек, более 2 тысяч — расстались с жизнью в ДТП, почти три тысячи — подняли на смертный посошок стакан с алкогольным суррогатом. А ведь всех этих трагедий могло бы и не быть... Во многих случаях убийца и жертва — близкие либо знакомые люди. И виной всему лишняя рюмка. Несмотря на временные ограничения продаж спиртного, купить горячительные напитки можно в любое время суток. Выручают любителей крепкого градуса поставщики «Максимки» и «Кирюши». А где милиция, интересуется общественное мнение? Особенно напряженная ситуация в районах, граничащих с Россией. А вот должного противодействия потоку суррогатного спиртного в приграничье не оказывается. Местные правоохранители «процеживают» всего половину от изъятого суррогата. Маловато.

Не принесла пока желаемого результата и программа «Минус 100», рассчитанная на снижение смертности на дороге. Напротив, в январе на 75 жертв больше, чем за аналогичный период 2006 года. Причин тому много, в том числе и запоздалая зима, сбившая с толку водителей, привыкших за два бесснежных месяца к сухому асфальту. Но главное, что, на взгляд министра, мешает исправить критическое положение с дорожным травматизмом, — это нежелание отдельных сотрудников ГАИ работать не по факту ЧП, а на упреждение.

Особую тревогу у руководства МВД вызывает преступность в сельской местности. Сообщения о нападениях на одиноких стариков — чуть ли не в каждой ежедневной сводке. Кражи с мехдворов, из хранилищ и прочих охраняемых объектов — тоже не редкость. Тянут вроде по мелочи, а в сумме ущерб, причиненный злоумышленниками, исчисляется триллионами рублей. Не в последнюю очередь и потому, что участковых на селе не хватает. Поэтому принято решение о рокировке милицейских кадров. За счет резервов, освободившихся в результате сокращения аппаратов областных управлений внутренних дел, будут расширены штаты участковых инспекторов и сотрудников ИДН.

Народная оценка работы нашей милиции намного выше, чем в прошлые годы. Большинство участников мониторинга отметили вежливое и внимательное отношение к людям, профессионализм и оперативность сотрудников органов внутренних дел.

Кстати

Руководство МВД приняло решение провести в феврале акцию «Народная милиция». В роли народных контролеров, наблюдающих за деятельностью органов внутренних дел, выступят представители общественности. Им будет предоставлена возможность поучаствовать в патрулировании улиц, приеме граждан и т.д. И оценить работу милиции исходя из собственных наблюдений.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter