Микстура от пессимизма

Молодые семьи предпочитают строить квартиры, взяв кредит
Молодые семьи предпочитают строить квартиры, взяв кредит

В одном из новых домов по улице Городецкой в минском микрорайоне Уручье живет молодая семья. Вполне обыкновенная — мама, папа и дочка. Живут небогато, но и не бедно, кофе пьют растворимый, на завтрак едят овсянку, а ночи проводят на надувном матраце — кровать купить не успели. Что же в их жизни примечательного? «Мы самые счастливые на свете!» — говорят они.

Жить надо интересно!

Игорю и Татьяне Коробовым чуть–чуть за 30. 13 лет жили они на съемных квартирах, у родственников и знакомых. 36 месяцев назад заселились в новый дом. Квартирка у них небольшая — две комнаты, зал и детская, правда, кухня — шикарная, большая, в европейском стиле.

— Все свое время проводим на кухне, — говорит Виктор. — Там наш семейный очаг.

Дочке Кристине 10 лет. Она учится в гимназии, успешно занимается плаваньем, и гордый папочка уже изучает в Интернете протоколы международных соревнований — как там секунды девочки по сравнению со сверстницами–чемпионками?

В этой семье все типично — и надежда, и любовь, и хлопоты.

— С вас можно писать портрет белорусской семьи! — шучу я.

— Пришли бы вы к нам в гости лет 10 назад, когда зимой, в мороз, жену с маленьким ребенком выгнали на улицу хозяева квартиры — денег не было совсем. Хороший бы портретик вышел...

А потом Игорю повезло. Человек он талантливый, окончил РТИ, занимался разработкой программ спутниковой навигации для автомобильного транспорта, организовал свой бизнес. Работал, как муравей, — на себя, на семью. Прикопил чуть–чуть денег и внес первый взнос за квартиру. Собирали деньги — 7 тысяч долларов — всем миром, получили от государства льготный кредит — и вот новая квартира. Счастье!

— Судьба нам улыбнулась. Ведь если до 35 у человека нет собственного крова, то он не состоялся. Такие семьи обычно распадаются...

Денег у молодой семьи немного. 75 процентов расходов — на еду. Остальные — на бензин, на дочкин бассейн. Иногда все вместе играют в боулинг...

Деньги, работа, ремонт, квартирные хлопоты, сломанная машина, ребенок заболел — крутятся события день за днем, все одно и то же. Не надоело ли? Они смотрят на меня с нескрываемым удивлением:

— Нам интересно жить!

Дом этот построил три года назад минский МЖК (молодежный жилищный комплекс). Он, как корабль, плывет по уручским ручьям в будущее. А рядом — целая флотилия из таких же «молодых» домов. Детские площадки здесь пустовать не будут точно, это пока в дворике тихо — дай только срок! Забит машинами паркинг — почти у каждой семьи есть машина. Таких молодых людей обычно называют успешными.

Мечтатели и реалисты

От Игоря и Татьяны я выходил, признаюсь, с чувством зависти: нашли же люди свое счастье, не сдались от безнадеги, и им хорошо. Сколько таких удачливых семей? А сколько других, которые все еще в поиске?

На новенькой металлической двери в доме–сайдинге шелестят отрывные листочки–объявления: «Снимем квартиру. Срочно! Молодая семья из трех человек».

Зеркальная ситуация. Звоню по объявлению и договариваюсь о встрече.

После свадьбы Сергей и Лена Лисецкие стали на очередь на строительство жилья, первые 5 лет жили у родителей мужа. Но не сложилось, места на всех не хватало, ссоры становились все чаще. И молодые решили искать съемную квартиру.

— Шабаны, Чижовка, Веснянка — как лягушки–путешественницы колесим по городу, — улыбается Лена. — Сложно, конечно. Да и сын только заведет новых друзей в школе — снова переезд. Но не унываем — мы же вместе!

Эту семью спаяла накрепко не прописка, не машина, не норковая шуба, а любовь. Мы сидим в небольшой комнатке, пьем чай. Их семейный стаж — 10 лет, а они по–прежнему держатся за руки... Сергею — 29, он работает в строительной фирме, получает 500 долларов и 150 отдает за квартиру. Лена пока не работает.

— Как я хочу еще и девочку, вы не представляете! — восклицает она. — Вот построим квартиру, и у нас обязательно будет второй ребенок.

Глава семьи не так оптимистичен, он вкалывает с утра до ночи, вечером приходит домой, съедает приготовленный женой ужин и заваливается спать.

— Я не мечтатель, — говорит Сергей. — Сказки не читаю, а в кино был последний раз года два назад...

— Зато у нас есть надежда, что все эти прыг–скок когда–нибудь обязательно закончатся. Скоро подойдет наша очередь и если все будет хорошо, через пару лет мы окажемся в собственной квартире, — не унывает жена. — Не это ли главное?

Среди тысяч минчан, которые ежедневно обрывают телефоны в офисе минского МЖК, тоже, наверное, есть и мечтатели, и реалисты. Кого больше? Думаю, первых. Молодости свойствен оптимизм и совсем не обязательно — беспричинный. Ведь без надежды лягушка так и останется вечной странницей, а муравей никогда в жизни не построит свой муравейник.

Справка «СБ»

По данным Министерства труда и социальной защиты, на 1 января 2005 года в Беларуси насчитывалось примерно 226 тысяч молодых семей, для которых актуален квартирный вопрос.

Согласно исследованиям Минского НИИ социально–экономических и политических проблем, только 13% молодоженов хотят жить вместе с родителями, 13,5% опрошенных снимают жилье. 40% молодых семей собираются строить квартиру, взяв кредит.

Кстати

Молодой считается семья, в которой на момент постановки на учет нуждающихся в жилье хотя бы один из супругов не достиг возраста 31 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter