Микросхема роста

Ремонт электроники на практике: дело невыгодное

Тесная комнатушка больше похожа на грузовой лифт. Только с окном. В старом здании, хотя и в центре города. Огромный стеллаж, «усатый» от проводов, полки завалены комплектующими. Так выглядит «келья» специалиста по ремонту электроники. Казалось бы, очень рентабельное нынче направление, когда планшета и смартфона нет разве что у домашних животных. И гаджеты ломаются, их надо чинить… Но на деле все оказалось не так-то и просто. О нюансах этого бизнеса рассказал Ярослав – владелец такой мастерской.

Одному очень тяжело

Начинал Ярослав с ИП. Сам искал клиентов, поставщиков комплектующих, сам же и чинил технику, вел учет… Но «человеку-оркестру» тяжело: приходилось вкалывать даже в выходные. За вычетом аренды, расходов на рекламу, налогов (пускай и не очень больших), издержек на оборудование «чистыми» оставалось около тысячи рублей. Весьма скромно для собственного бизнеса. «Мне кажется, одному вообще нереально нормально работать», — признается Ярослав.

Хлеб мастера по ремонту не очень-то легкий

Поэтому вместе с компаньоном учредил общество с ограниченной ответственностью. Профиль остался прежний – ремонт электроники. Распределение обязанностей позволило увеличить обороты. Соответственно и прибыль. Но она имеет свои закономерности и пределы. Исходя из своего опыта, Ярослав сделал интересные выводы. Рубль, вложенный в рекламу, генерирует рубль прибыли. Вложил 500 рублей – столько же и заработал «чистыми». Но после отметки 1400—1500 рублей прямая зависимость пропадает, а норма дохода на рубль инвестиций в продвижение снижается.

Ремонт умирает

Основная проблема сервисного бизнеса — снижающийся спрос.

— Услуги по ремонту постепенно умирают, — утверждает Ярослав. – В розницу комплектующие стоят достаточно дорого. А новая электроника постоянно дешевеет. Плюс привлекательные финансовые «плюшки»: рассрочки, кредиты… Маркетинговые стратегии производителей и продавцов ориентируют людей на новые покупки. Заработать на «реанимации» электроники становится все сложнее.

Спасают «высокие» сезоны. Пики поломок приходятся на праздники, поток клиентов существенно возрастает после больших выходных. Особенно ощутимо трафик увеличивается после рождественских каникул. Телефоны и ноутбуки заливают напитками, роняют… В другие недели количество клиентов стабильно невысокое. Небольшой всплеск происходит после зарплатных чисел.

По 20 рублей с носа

Цена входа в сервисный бизнес не очень высокая. Инвестиции в оборудование минимальные: набор отверток, ноутбук для тестирования, паяльник… У многих такой «производственный комплект» дома имеется. Основные расходы – текущие: аренда помещения, реклама, налоги. Но для старта капитал все равно понадобится. И относительно немалый. Минимум первые три месяца придется работать в «минус»: нарабатывать клиентскую базу. Поэтому минимум 4—5 тысяч собственных средств на раскрутку в кармане необходимо иметь. На реальную прибыль можно рассчитывать где-то через полгода.

Инвестиции в оборудование минимальные

По словам Ярослава, приблизительно столько времени требуется, чтобы о мастерской узнали жители окрестных кварталов и сотрудники расположенных по соседству офисов. Сервис обладает локальной географической спецификой: большинство людей склонны идти в мастерскую в шаговой доступности от дома или работы. В крайнем случае она должна лежать на пути их ежедневного маршрута. Поэтому принципиально важно выбирать место дислокации либо в густонаселенных кварталах, либо рядом с транспортными развязками, либо в местах скопления офисов. Лучше всего мелких. В крупных компаниях, как правило, есть свои технические службы, которые по дружбе или в порядке дополнительного заработка чинят гаджеты сотрудникам, отбирая хлеб у мастерских.



Чтобы выйти в «ноль», необходимо обеспечить 5—6 обращений в день. Реальная пропускная способность мастерской с 1—2 сотрудниками – 20 человек в сутки. Но тогда необходимо держать открытыми двери с 9.00 до 21.00. А непосредственно починку изделий производить даже в сверхурочные. Принципиальное значение имеет скорость выполнения заказа. Ориентироваться необходимо на 1—2 дня. Приблизительно столько современный пользователь готов выдержать без своего любимого гаджета. Скорость обслуживания напрямую влияет на повторность обращения. Ярослав объясняет: самые выгодные клиенты – семейные люди. Если их «зацепить», то они начинают носить на починку электронику всей семьи.

Тарифы на ремонт приходится держать невысокими. Во-первых, конкуренция. Во-вторых, поджимают рассрочки ретейла. Если починка старого гаджета будет стоить дороже, чем 1—2-месячный платеж при приобретении нового, клиент однозначно уйдет в магазин. В-третьих, как уже говорилось, важно наработать базу, чтобы зарабатывать на повторных обращениях.

Из опыта Ярослава следует: на каждом посетителе в среднем удается заработать 20 рублей. Большинство заказов небольшие по трудоемкости: заменить корпус, «перепрошить» операционную систему, пропаять соединения штекера для подзарядки… Исходя из этой цифры логично строить расчеты. И, пускаясь в свободное плавание в этом бизнесе, понимать: в самые светлые и удачные месяцы удастся заработать не больше 2000—2500 рублей «чистыми». В «низкий» сезон доход значительно меньше. Словом, хлеб не очень-то и легкий.

kuletski@sb.by




Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Александр КУШНЕР
Загрузка...