Как живут столичные районы, которые еще недавно были деревнями?

Микрорайон на колхозном поле

Вода из колонки, туалет на улице, покупки в сельмаге, а помывка в бане – таков сегодняшний уклад иных столичных крестьян. Где жили они раньше?


Минск, как известно, разрастался и поглощал ближайшие деревни. И продолжает это делать. Хотя сейчас и с меньшей скоростью, чем прежде. Давно растворились в столичных джунглях Каменная Горка, Кунцевщина, Малиновка, Петровщина, иные пригородные деревни. Теперь это микрорайоны с многоэтажками. Правда, уцелевшие остатки сел продолжают с ними мирно сосуществовать. Помните, как в популярном фильме «Белые Росы» — не деревня повалила в город, а наоборот. Явление современное и уникальное. Кто они — сельчане от сохи, урбанизированные Минском? И кем сегодня себя они больше считают — столичными деревенщиками или деревенскими минчанами? 

В центральном районе 1-й Земледельческий переулок — сплошь дома частной застройки. Здесь сразу чувствуется атмосфера замкнутости, вокруг — ни одной лавочки. Традиции устраивать вечерние посиделки-обсуждалки, как привыкли прежде бабушки в этой когда-то деревне, давно нет. 

На одной из калиток табличка «Осторожно, злая собака!» И — замок. На Полесье моя бабушка прикрывала двери на «клямку», а сама уходила на весь день в огород. Она верила — воровать в ее доме не станут. Ведь все свои! А здесь и хозяев не дозваться, и пес злобно грызет подворотню. Нежданных гостей не жалуют. Да и на улице ни души. Заблудившемуся человеку спросить дорогу не у кого. Сориентироваться можно только по многоэтажкам в районе улицы Карастояновой. 

Коренная минчанка Валентина Алейчик — первая, кого журналист «СГ» встретил в переулке. Совсем недавно она купила здесь дом. И рада, что простилась с квартирой на девятом этаже, где жила раньше:

— Дом хоть и старый, 1963 года, но лучше, чем квартира в «поднебесье». Соседи там шумные, уснуть не дают. Постоянно лифт шумит, в подъезде грязно. А здесь всего этого нет, свой огород, гараж. Я отдыхаю тут… 

86-летний Николай Мирошниченко — из соседнего переулка Брагинского. Проживает в своем доме. Он один из первых жителей некогда целого поселка: 

— После войны на месте этого района раскидывалось колхозное поле. Контора располагалась на бульваре Шевченко, где теперь магазин «Евроопт»… В 1956 году колхоз пожертвовал землю — под участки для застройки. 

Николай Мирошниченко награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени и медалью «За трудовую доблесть». Родом из Сумской области Украины. В Минске встретил супругу и остался жить. Работал на инструментальном заводе еще 6 лет и после выхода на пенсию… Всегда держал хозяйство: кроликов, свиней. Закупал для кормления тонны картошки. Стоила-то она когда-то копейки. 

— 15 лет уже как живность не держу. Разве на пенсию накупишься комбикормов! — сетует пенсионер.  

Другой частный квартал в Советском районе — улица Максима Богдановича. 

Здание бывшей сельской библиотеки отдали «БелБытРекламе». Вместо книжек здесь предлагают услуги — широкоформатную печать, ламинацию, баннеры. Зато почти в первозданном виде сохранился тогдашний сельмаг. Здание — послевоенной постройки. Интерьер — потолки, стены, пол — не меняли еще с советских времен. 

— Покупатели в основном пенсионеры, — рассказывает завмаг Елена Статкевич. — Выручка не хуже, чем в магазинах новых «спальных» районов. 

На улице Базисной удобства, как в деревне. У Лидии Николаевны Галузо туалет на улице. Мыться она ходит в баню. А воду для пищевых нужд набирает в колонке. Каждый день возит 30 литров на тележке за полкилометра. 

Сама Лидия Николаевна из Тульской области. Всю жизнь проработала медсестрой в детском саду. С мужем Анатолием, уроженцем Борисовского района, познакомилась в… Магадане. Сыграли свадьбу и переехали в Беларусь. Теперь — на склоне лет — пенсионерка осталась одна. Дети перешли жить в городскую квартиру. 

А ветеран труда Пелагея Савинова с улицы Малой, что в Московском районе, и вовсе пережила всех своих троих сыновей. Живет в старом сельском доме. Но в 86 лет пенсионерка не теряет оптимизма. Сама обрабатывает огород — 6 соток. 

— Морковки вырастила 2 ведра, 15 — картошки, 2 — лука, 3 — свеклы — мне одной хватает, — рассказывает охотно трудолюбивая столичная сельчанка. — Только в магазин за хлебом далеко. В автобус по ступенькам уже не взберусь. Раньше магазин вблизи работал, его закрыли. Хотя, что мне надо: одной буханки хватает надолго. Соседей принести прошу. 

Пелагея Савинова вдруг поинтересовалась у меня: а снесут ли ее дом? 

Этот интересующий и меня вопрос адресую заместителю главы администрации Московского района Владимиру Танкевичу. Он поясняет:

— Весь частный сектор — а это 1200 домов — в Московском районе действительно снесут. Дома разделили на три группы: до 2020 года, после 2020-го, а также домовладения, попадающие в красные линии (в зону пролегания инженерных сетей или дорог). Они подлежат сносу до 2030 года. Но это не значит, что перспектива попасть под бульдозер у них — самая отдаленная. Для некоторых время «Ч» может наступить гораздо раньше, по мере необходимости, вызванной развитием столицы.

Правда, некоторые граждане из частных застроек отстаивают свои права сохранять дома через суд. 2 процента исков суд удовлетворяет. Хотя при сносе в убытке владельцы частных застроек вроде и не остаются: им выплачивают компенсации, предоставляют квартиры или земельные участки в другой части города. 

А что касается бывших сельских стариков, то по большей части урбанизация их, похоже, особо не волнует. Они не чувствуют себя жертвами наступления города, не думают о том, сколько многоэтажек можно построить на месте их бывшей деревни и что земля в частном секторе для застройщиков — на вес золота! Думаю, лет через 15—20 вместе с ними уйдут, увы, и многочисленные родословные нескольких десятков деревень, которые с аппетитом проглотил столичный мегаполис.


В ТЕМУ

План столицы составлен «Белгоспроектом» в конце 1945 года. Минск постоянно прирастал новыми площадями. В 1947—48 году появилось больше ста новых улиц. Вырос поселок вдоль Заславского шоссе. Стандартные одноэтажные дома поставили на улицах имени героев Советского Союза – Доватора, Гастелло. Одновременно с капитальными строениями деревянные дома-бараки.

Современные микрорайоны построены как минимум на 22 деревнях. Память некоторых отражена в городской топонимике. Например, в названиях станций метро «Малиновка», «Грушевка», «Михалово».

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

kovalev@sb.by


Фото автора 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter