МИХаническая сюита

Ветераны белорусского рэпа, группа «Нестандартный вариант» («НВ»), представили новую пластинку «Еле слышно»...

Ветераны белорусского рэпа, группа «Нестандартный вариант» («НВ»), представили новую пластинку «Еле слышно». Их концерт–презентация перевернул мои представления о молодежной культуре: среди подростков, выясняется, полно рэпперов, любителей носить широкие штанины — на вырост, взад–вперед раскачиваться в кедах в такт речитативу и незамысловатым ритмам от ди–джея. Поклонница музыки инструментальной, я рэпперов не понимаю: когда человек на гитаре играет или на скрипке, он все–таки головой и руками трудится, а рэпперские композиции звучат одинаково — не важно «Каста» передо мной или Баста, или группа «Нестандартный вариант». Носителей рэпперской культуры легко различить в толпе по внешнему виду: рэппер из Серебрянки ничем не отличается от рэппера из, предположим, Атланты — оба предпочитают мешковатую одежду на вырост. В основном спортивную, штаны и майки, как у баскетболистов из «Лос–Анджелес Лейкерс», капюшоны, перевернутые козырьком назад бейсболки — в такой эстетике мне как раз все ясно. Удивило, что среди наших рэпперов много тучных подростков — казалось бы, много двигаются... Быть может, гамбургерами питаются?.. Не поинтересовалась, а жаль.


К группе «НВ» у меня было два вопроса: композиция «Бомж» из их предыдущего альбома «Не как все» (2003 год) — это точная, нота в ноту, композиция The turn of a friendly card популярного в моем детстве проекта «Алан Парсонс Проджект». А теперь внимание: много ли плагиата в новой пластинке «Нестандартного варианта» и как музыканты сами к интеллектуальному воровству относятся? Приготовилась, значит, к пресс–конференции с ребятами (а группа «Нестандартный вариант» — это двое солистов Дима «Мих» и Вася «Базыль») и через пятнадцать минут нашего общения поняла, что не хочу задавать свой вопрос Миху и Базылю. Вы только представьте, сидят перед вами двое рабочих тракторного завода — Дима и Вася. Рассказывают, как к семи утра ежедневно ходят на завод, в четыре дня только смена заканчивается — это если дневная... Руки, значит, в мозолях у ребят, в желудке — пусто, а они идут не домой на диван, на домашний ужин со стаканом водки, а в студию «Нестанда» собственного производства. И часами напролет делают музыку, которая, говорит Мих, «нам нравится и которая у нас получается». После каждого ответа на вопрос Мих, откровенно волнуясь, несколько раз говорит спасибо. Его верный, на протяжении десяти лет, друг Базыль за Миха горой: «Журналисты только фуршета и ждут» — типа ты, дорогой, душу перед ними не выворачивай, злые они и голодные. А Мих — святой человек, продолжает:


— Я не знаю нот и на музыкальных инструментах играть не умею. Но когда пишу текст — в голове у меня вырисовывается картина музыкальная, я напеваю свой текст ди–джею, и он уже... Если понятно это... Спасибо.


— У вас есть продюсер?


— Мы все делали сами, от текстов до сведения музыки. Когда альбом был готов, сели в трамвай и отвезли «мастер» в компанию «Вест–рекордс». Вот так в Беларуси шоу–бизнес делается...


— Почему ни одного хита за десять лет не написали? Как у группы «Каста», например?


— Я понял, спасибо. У нас нет «бабла», чтобы сделать хит. Но мы к этому стремимся, чтобы заработать деньги и вложить их в наши песни. Или, может быть, вы сравниваете нас с «Кастой»: почему они крутые, а мы нет?.. Я не знаю почему. Но в то же время, когда нас зовут в Украину на фестиваль рэпперской музыки, мы выступаем там на одном уровне с «Кастой», как хедлайнеры. Только у них гонорар пять тысяч долларов, а у нас сто долларов, потому что мы приехали из Минска, и у нас нет клипов на Эм–ти–ви. Ну вот такой расклад.


— Зачем вы работаете на заводе?


— Конечно, можно уйти в какую–нибудь фирму... А работаем, чтобы получать зарплату. Какие бы мы ни выпускали альбомы, какая бы к нам на пресс–конференции ни пришла самая элитная пресса, но завод нас кормит.


Я любовалась солнечным Михом без стеснения, он еще долго и много рассказывал, как впервые из Борисова приехал в Минск, как растерял за десять лет многих своих друзей — музыкантов «НВ»: один в религию ушел, другой — в армию, третьего папа перестал пускать в группу из–за криминальной эстетики жанра... В общем, историй у Миха на целый кинофильм «Окраина» хватит.


А потом мы слушали рэп «НВ» с пронзительными стихами Миха: «Почесав бороду с тоски,/ Я собираюсь на завод, ищу носки!/ На ходу сплю, забегая в «шестой» трамвайчик,/ Не ругайся, тетя, опять сегодня зайчик...» Темы, которые Мих с Базылем исследуют в своих песнях, в основном вечные: жизнь — это не сахар, танцуй, пока молодой, за брата грудь под пулю, капитальца не сколотил, но судьба все равно все расставит на свои места, надо верить в лучшее... Кроме песен собственного сочинения, в альбоме «Еле слышно» я обнаружила песни на стихи Вознесенского и Бродского, что тоже, знаете, выдает в Михе натуру неожиданно поэтическую, ведь не какие–нибудь там простые рифмы из стихов Бродского выбрал, а «Снег сено запорошил...». Кстати, авторство великих поэтов в выходных данных пластинки указано. «Воровать — это плохо», — сказал мне напоследок Мих. Засим и распрощались.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter