Михаил Синькевич дирижировал в Большом театре «Летучим голландцем»

Не люблю я Рихарда Вагнера — того, который написал «Кольцо нибелунгов» и «Тристана». Не люблю, потому что как раз в то время, в 1869 году, он написал свое отвратительное эссе «Еврейство в музыке», легшее в основу антисемитских взглядов Гитлера.

Голландец - Станислав Трифонов

Но «Летучий голландец», написанный 28 годами ранее, — это прекрасная опера о простых людях и простых, хоть и сильных, человеческих чувствах. Задумана она была еще в русской Риге, куда композитор бежал в 1837 году от кенигсбергских кредиторов, а в 1839-м на паруснике ускользнул в Норвегию… и, говорят, именно на этом паруснике его застигла буря, столь впечатляюще изображенная в «Летучем голландце».

«Летучий голландец» в Большом театре Беларуси поставлен немцами, тогда это было модно. Наверное, наши бы это сделали лучше. Премьера состоялась 10 декабря 2013 года. Спектакль простой, без выкрутасов. Отличная рама для блистательных белорусских голосов и не менее блистательного оркестра.

На сей раз перед публикой предстал самый что ни на есть звездный состав, в который достойно вписалась молодая талантливая меццо-сопрано Екатерина Михновец. Это ее дебют в партии Мэри.

А главным событием вечера стало появление на подиуме  прекрасного дирижера — Михаила Синькевича.

За пультом Михаил Синькевич

Уроженец Москвы, он окончил дирижерско-хоровое отделение Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки, а затем дважды консерваторию Санкт-Петербурга — сначала как хоровик, затем как оперно-симфонический дирижер. Учился у знаменитого Ильи Мусина, который, между прочим, в 1930-е годы заложил основы белорусской дирижерской школы.

В 1994 году Михаил Синькевич вернулся в Минск. Работал в белорусском Большом, в 1997 – 1999 годах был главным дирижером в Музыкальном театре.

Конечно же, я прекрасно помню его в эти годы! Помню его дебют 24 ноября 1994 года в спектакле «Волшебная флейта». Уже тогда его техника была безупречна, но молодость, молодость! Нарочитая строгость в лице, нарочито замедленные темпы…

После спектакля, слева направо: В. Ковальчук, Е. Михновец, Ю. Городецкий, С. Трифонов, М. Синькевич, Н. Зорова, В. Менделев

Впрочем, он очень быстро созревал, очень быстро обретал внутреннюю свободу и силу.

— Горжусь тем, что в 1996 году мне разрешили сдать госэкзамен на сцене нашего театра, — рассказывает заслуженная артистка Республики Беларусь Татьяна Третьяк. — Я пела Сюзанну в «Свадьбе Фигаро», моей Графиней была блистательная Надежда Губская, а дирижировал Михаил Синькевич.

И это спектакль я тоже, конечно же, помню!

В те годы Синькевич продирижировал у нас даже «Князя Игоря» — сложнейшую партитуру, которая требует большого опыта, профессионального мастерства и самообладания. И думалось, что молодой маэстро и дальше будет взрастать на нашей белорусской почве.

Но в 2000 году Синькевича забрал к себе Валерий Гергиев, а с 2013 года он еще и главный дирижер Музыкального театра Республики Карелия.

Конечно, 22 года в Мариинском театре рядом с Гергиевым — это колоссальная школа.


Рулевой - Юрий Городецкий, Даланд - Василий Ковальчук

— Это большая честь и огромная ответственность, — говорит Михаил Синькевич. — И, кроме того, это огромное удовольствие, потому что мы встречаемся каждый день с прекрасными артистами. Мы волнуемся, мы переживаем, мы живем полной, эмоциональной жизнью. Мы испытываем удовольствие после хороших спектаклей. После наших выступлений мы бываем иногда расстроены. Это очень большой эмоциональный комплекс.

За 22 года работы его творческий портфель прирос огромным количеством партитур.

— У меня сейчас в репертуаре около 80 90 опер, практически весь классический оперный репертуар, — раскрывает свои тайны маэстро.

И за эти 22 года он лишь единожды дирижировал в Минске. Это был «Евгений Онегин» 19 февраля 2012 года в рамках Рождественского музыкального форума. И дирижировал он как представитель Мариинского театра, во главе гастрольной бригады Академии молодых певцов.


Сента - Елена Золова, Голландец - Станислав Трифонов

Но, несомненно, все эти годы Синькевич хотел вернуться в наш Большой театр, когда-то ставший для него родным. Вот и сейчас он говорит: «наш театр», «Белорусская опера» (так повсеместно именовался Большой в 1990-е годы).

Что я отметила прежде всего в его дирижировании, это эмоциональность и сердечность. Музыкальный поток живет и дышит как море, как морская волна.

И, конечно, человечность. «Грандиозное звучание оркестра и удивительная интимность, лиричность» — это его слова, и именно этого он добивается в звучании.

— Не скрываю радости, что вернулся в Большой, — признается Синькевич. — Вагнера нельзя просто выучить и спеть. Этой музыкой надо переболеть. Оркестр театра имеет давние традиции, которые он сохраняет, и при этом развивается, вижу, что пополнился молодыми музыкантами высокого класса. Хочу отметить и высокий уровень солистов оперы. У Станислава Трифонова — Голландца — богатейший голос, прекрасное понимание стиля и замечательное немецкое произношение. С Василием Васильевичем Ковальчуком (партия Даланда) мы работали еще в те годы, когда я начинал здесь. Он в великолепной вокальной форме! В Елене Золовой всё есть для исполнения Сенты — тонкость, глубина, эмоциональность. Ну и прекрасные тенора — Виктор Менделев (Эрик) и Юрий Городецкий (Рулевой). Такой высокий уровень исполнения — подарок для меня.


Михаил Синькевич

Надеюсь, что сотрудничество продолжится, — ко всеобщему удовольствию.

И да, какая радость слушать Вагнера в Минске, в то время как Чайковский и Шостакович в Германии фактически запрещены!

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter