Михаил Рубан, директор гомельского ОАО «Знамя Родины»: Просто произвести легче, чем сделать это с меньшими затратами

ДИРЕКТОР ОАО «Знамя Родины» Михаил РУБАН представлял Гомельский район на семинаре-совещании по развитию села и аграрного производства не случайно. В сельском хозяйстве он более 35 лет. В 2007 году, когда на базе четырех колхозов образовалось ОАО «Знамя Родины», Михаил Александрович возглавил его и превратил разрозненные и разбросанные по немалой территории структурные подразделения в крупное, стабильно развивающееся хозяйство. Своими мыслями он охотно делится с корреспондентом «СГ».

— КОНЕЧНО, в сельском хозяйстве сделано немало, но надо двигаться дальше. Не случайно Президент поднимает производственную тему. Соблюдение технологий важно как в животноводстве, так и в растениеводстве. Все завязано в одну цепочку: меньше внесли удобрений – недополучили урожая. А от этого, понятно, зависят уровень кормовой базы, надои молока, привесы КРС и в итоге прибыль, рентабельность производства.

Все, о чем говорилось на совещании, Михаил Александрович переносит на реалии своего хозяйства. А это 320 работников, свыше 7 тысяч гектаров пашни и 2500 дойных коров. Их, вернее, молоко, Михаил Александрович и считает основным драйвером, как сейчас модно говорить, экономического роста. Все правильно: 53 тонны молока, которые ежедневно получают на 7 молочно-товарных фермах, — это большие деньги. Причем количество их сезонным колебаниям не подвержено: круглогодичный среднесуточный надой от коровы 20 килограммов.

— Все молочное стадо на круглогодичном стойловом содержании. За прошлый год получили 6755 килограммов молока от коровы, в этом перешагнем 7-тысячную планку. Это реально, уже сейчас даем плюс 140 килограммов от коровы к аналогичному периоду прошлого года, — вводит в курс дела Михаил Рубан.

Земли в хозяйстве плодородными не назовешь, пашня – 22 балла. Чтобы получить как можно больше кормоединиц с балло-гектара, ежегодно на поля вывозится более 70 тысяч тонн органики. Благодаря этой работе в прошлом году ОАО взяло первое место в районе по заготовке кормов. Основной упор сделали на кукурузу и не прогадали. Урожай получили хороший — как силоса, так и зерна. Собственных кормов в хозяйстве хватит до нового урожая.

В целом же предпочтение отдают озимым зерновым, говорит Михаил Рубан:

— На наших песках озимые, используя осеннюю влагу, успевают до наступления холодов хорошо укорениться. По сравнению с яровыми они меньше страдают в случае весенней засухи, и в результате урожайность их намного выше. Роль техники в посевной нельзя недооценивать. Тракторы и сеялки мы начали готовить с начала зимы. Сельхозтехника работает световой день. Сев яровых колосовых со дня на день закончим. Останется 2162 гектара кукурузы и 100 гектаров гречихи. Удобрениями полностью обеспечены. Фосфор и калий брали за счет собственных средств, азотные удобрения – по кредитам. С топливом тоже проблем нет.

С выплатой зарплаты задержек в ОАО «Знамя Родины» не бывает. Согласно коллективному договору, деньги работникам выплачивают 2 раза в месяц. К слову, средняя зарплата за первые 3 месяца года 800 рублей.

По словам Михаила Рубана, каждый человек настроен на результат. Поэтому и за прошлый год удалось выполнить все прогнозные показатели. ОАО «Знамя Родины» занимает второе место в районе после КСУП «Брилево» по прибыли, рентабельности продаж, выручке на одного работающего. Полученные средства вкладывают в развитие производства, обновление машинно-тракторного парка. За последнее время приобрели кукурузную сеялку, пресс для заготовки сена, трактор «Кировец», 2 погрузчика «Амкодор», прицепы, кормораздатчики. От банковских кредитов давно отказались.

— Это кабала, — считает Михаил Рубан. — Мы даже технику в лизинг предпочитаем не брать. Рассчитываем прибыль так, чтобы хватало и на обновление техники, и на ремонт МТФ. В село вкладывают немало средств и сил, и ждут отдачи. Президент правильно сказал, что надо наводить порядок на земле, на мехдворах и фермах. Мы должны производить больше продукции и снижать затраты. Главное – работать и держать дисциплину, трудовую и технологическую. Это единственный путь к эффективной и прибыльной работе.

nvakulich2016@mail.ru

Фото автора.

Удивить — значит выгодно продать оригинальную продукцию

«Атлет» расправил плечи

УДИВИТЬ покупателя оригинальным продуктом производителю, согласитесь, непросто. Однако именно этим можно привлечь потенциальных клиентов, найти новые рынки, о чем свидетельствует опыт передовых предприятий.

Тема актуальная, и не случайно ей уделил пристальное внимание Глава государства Александр Лукашенко на семинаре-совещании «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли». Директор ОАО «Остромечево» Брестского района Олег Бурак солидарен с каждым словом Президента:

— Производить качественную продукцию мало. Надо, чтобы она была оригинальной. Добиться этого помогает как раз глубокая переработка, и мы стараемся ее использовать при любой возможности.

ЗА примерами в том же «Остромечево» далеко ходить не надо. Хозяйство единственное в республике, взявшее под крыло промышленное предприятие — ОАО «Брестское мороженое». Сюда поставляет молоко, из которого выпускают десятки наименований продукции. Делают даже торты из мороженого, шоколадные сырки с разными наполнителями, которые на прилавках не залеживаются. Первыми на территории СНГ начали выпускать яблочные чипсы. Пока, правда, их производство приостановили — нет подходящего сырья, зато натуральный яблочный сок с мякотью в удобных упаковках идет на ура. Реализуют его на внутреннем рынке, договариваются о поставках с российскими регионами. Шоколадные сырки отправляли в Израиль — там они тоже пришлись по вкусу.

Ивановское ОАО «Псыщево-Агро» тоже из тех предприятий, которые умеют приятно удивить потребителей. Речь о твердых сырах «Марица», которые там производят по болгарской технологии, с добавкой специфических наполнителей из укропа, паприки, корицы, карри, а также о копченых сырных палочках «Оскар» и других оригинальных продуктах. Объем молочной переработки в хозяйстве небольшой, и после модернизации ферм все больше произведенного на них продукта отправляют в ивановский цех ОАО «Березовский сыродельный комбинат». Собственные сыры реализуют на внутреннем рынке, пытаются выходить и на зарубежные. Правда, для сельхозпредприятия это непростая задача. В России, например, от продукции сначала были в восторге, но в какой-то момент обнаружили в ней... пальмовое масло. Между тем, по заверению специалистов, в сырах его не может быть и в помине. Работают в «Псыщево-Агро» исключительно со своим сырьем, которого более чем достаточно. Не случайно же излишки продают.

На Березовском сыродельном комбинате, о котором я упоминал, оригинальные новинки появляются регулярно. Одна из последних — спортивное питание, над рецептурой которого работают уже два года. Создали три вида, которые подходят для людей, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся фитнесом, а также для профессиональных спортсменов. Обогащенные белком концентраты напитка «Атлет» с какао и ванильным вкусом, сывороточный белковый концентрат покупатели уже оценили. И не только в Беларуси, но и в России, Казахстане, куда поставляли эти новинки.

В ближайших планах расширение линейки специализированных продуктов за счет различного комбинирования в сывороточном белке изолятов протеина, гейнеров. Такие продукты будут предназначены для представителей конкретных видов спорта: бегунов на длинные дистанции, спринтеров, тяжелоатлетов и т.д.

Председатель Комитета экономики Брестского облисполкома Михаил Баценко считает, что подобный опыт необходимо активнее перенимать другим предприятиям. Успешные примеры есть почти в каждом регионе: в Березе выпускают оригинальные мясные и молочные изделия, на Пинщине вышли на экспортные поставки сушеных ягод и овощей, в Малоритском районе делают качественное и популярное у потребителей детское питание. Словом, если задаться целью, любые задачи будут по плечу.

kurec.@mail.ru

Патент на эксклюзив

ВИТЕБСКАЯ область, если кто не знает, торгует продовольствием в 18 странах мира, его доля в общем объеме экспорта региона 18 процентов, или 315 миллионов рублей. Продукция нашла своих потребителей не так быстро, как хотелось бы, но осваиваются и новые рынки. Первые партии мяса КРС и птицы ушли в Узбекистан, ягод и грибов — во Францию, молокопродуктов — в Монголию, Таджикистан, Сирию, алкогольной продукции — в Австралию. Лидерство здесь за концерном «Мясо-молочные продукты». В том числе и за счет выпуска инновационной продукции: за прошлый год освоили производство 99 новых видов молочной продукции и 206 — мясной.

НОВИНКИ, способные привлечь покупателей не только на внутреннем, но и внешнем рынке, есть у каждого производителя. Например, Глубокский молочноконсервный комбинат выстрелил линейкой «Диетическое питание». Оригинальная рецептура, где вместо сахара используются стевия и фруктоза, сделала продукт доступным даже для диабетиков. В прошлом году комбинат получил патент на свое изобретение и теперь обладает эксклюзивным правом выпускать его в Беларуси. Чтобы заинтересовать иностранных партнеров качеством, на предприятии проведена модернизация. В июле прошлого года запустили участок по производству сухих молочных продуктов, а именно деминерализованной сыворотки и сухого быстрорастворимого молока 1,5- и 25-процентной жирности. Добавляя деминерализованную сыворотку в новые виды консервов, реально процентов на 25 снизить их себестоимость.

К придвинским брендам все пристальнее стали присматриваться китайцы. Недавно представители деловых кругов одной из крупнейших провинций Гуаньчжоу побывали на Витебщине, чтобы обсудить варианты сотрудничества по поставкам белорусского продовольствия.

Хорошие перспективы здесь видит генеральный директор Витебской бройлерной птицефабрики Анна Норкус, которая бывала в Поднебесной, изучала рынок и возможности, которые он открывает для предприятия. Фабрика рассчитывает на поставки разделанной сырой тушки, а также готовой продукции примерно по 15—20 позициям, благо производственные мощности предприятия позволяют строить такие планы.

А в ОАО «Птицефабрика Городок» с надеждой смотрят на Ближний Восток — Иран и Ирак. Конкретных договоренностей пока нет, но директор предприятия Александр Колодич не сомневается, что перспектива верная, заинтересованность у потенциальных партнеров есть. Пока главным партнером остаются регионы России. Предприятие намерено в ближайшее время удивить новинками:

— Всех карт раскрывать не буду, пускай пока это останется коммерческой тайной. Намерены развивать производство индейки, которое начали 2 года назад. Продукт востребован. В этом году объемы по этому направлению нарастим до 1000 тонн.

andryxxxz@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter