"Мы не историки, а журналисты, которые берут интервью у истории и эпохи"

Михаил Ревуцкий (АТН): «Под Новый год ходят не только в баню, но и в филармонию»

ГОД КУЛЬТУРЫ начался со знакового события — вручения премий Президента «За духовное возрождение» и специальных премий деятелям культуры и искусства 2015 года. В числе номинантов авторский коллектив главной дирекции Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании: корреспондент специального отдела новостей культуры Наталья Бордиловская, главный режиссер Олег Долгополов и заведующий отделом новостей культуры Михаил Ревуцкий, которые создали историко-документальный сериал «Они пели за Родину». Удалось ли детям раскрыть дух той эпохи (а именно они стали главными героями фильма), как получилось уговорить поучаствовать в проекте Льва Лещенко и Тамару Гвердцители? Сегодня в гостях ТРН — один из номинантов премии Михаил РЕВУЦКИЙ.

— Михаил, мы поздравляем вас с заслуженной наградой — специальной премией Президента. Она, правда, присуждена авторскому коллективу АТН. Скажите, кто больше приложил руку к проекту? Либо работа была поистине командная?

— Это была самая большая команда, с которой мне пришлось работать, не считая всех внутренних ресурсов — операторских, координаторских и художественно-постановочных служб… Все же мы замахнулись на 10 серий. Нам помогал Большой театр, предоставив сцену. Комплекс «Линия Сталина» для отдельных эпизодов послужил натурной площадкой.

Коллеги из Дома радио прописывали все треки, работали с детскими голосами. А это младший хор мальчиков гимназии-колледжа при Академии музыки. Большая команда маленьких артистов в пятьдесят человек. И каждый из них — выше уровня Робертино Лоретти, только нераскрученный. Они не ведут публичную жизнь, не знают, что такое фонограмма и эстрадный репертуар. Наши таланты сами не ожидали, какая популярность на них свалится. Сериал шел во время летних каникул — с 22 июня по 3 июля, вечером после «Панорамы». Казалось бы, не самый удачный час для телепремьер, недетское время, как говорится. Мальчишки были в лагерях, на дачах, в деревнях, а им уже не давали прохода — узнавали ровесники, люди постарше. Это важно, ведь ребята пели не попсовые эстрадные мотивчики. А мы не делали шоу, не заставляли их играть во взрослых. Так что не будем недооценивать нашего зрителя, будто ему нужно подавать только развлечения… Нет…

И еще нам помогли продюсеры с подготовкой интервью с топовыми исполнителями, которые делились своими переживаниями и выступали в роли песенных экспертов. Тамара Гвердцители, Таисия Повалий, Лев Лещенко… И никто, поверьте, из них не просил денег. От Большого театра до концертных организаций мы работали, что называется, на личных контактах. И дело не в бюджетах. За огромные деньги можно снять никому не нужное кино. А можно снять для себя и с душой, для своего семейного альбома. Мы так и делали. И хорошо, что у нас в Беларуси меркантильный интерес никогда не стоит на первом месте.

Кстати, для меня вдвойне было сюрпризом непосредственно в день вручения награды, что организаторы церемонии для участия в концерте пригласили и ребят, и народную артистку Грузии и России Тамару Гвердцители. А что про нас, тройку награжденных… Расскажу такой случай. Я очень люблю и ценю наши взаимоотношения с Василием Раинчиком. В фильме он выступает песенным теоретиком и признается, что мотив знаменитой «Малиновки» позаимствовал у «Прощание славянки»! Только придал немного ритма. Ведь все фронтовые песни мы рассматривали с необычной стороны. Даже как они влияют на здоровье и на голосовые связки. Так вот, когда я приехал к Василию Петровичу на интервью и начал задавать вопросы, понял, что начинаю сыпаться… Буквально на каждый вопрос народный артист отвечал: «Миша, ты это и так знаешь!» И я представил, что так будет с каждым героем, с которым знаком лично. И поэтому к ним начал «засылать» Наталью Бордиловскую. Своим обаянием она может очаровать любого героя. Так мы и получили настоящие откровения. И, конечно, Олег Долгополов, который в АТН дорос от простого, но такого талантливого режиссера до главрежиссера и серьезного постановщика. Выпади одно звено — и не было бы фильма в программе телепередач!

— Песня — это не только мелодия и текст, но еще и рассказ, через который можно понять, чем жили тогда люди, что чувствовали. Однако, согласитесь, не каждый рассказ этот может «ретранслировать»… Удалось ли это детям?

— Дети у нас заняты в игровых эпизодах скорее как современники, которые уже немного отстраненно смотрят на трагедию прошлого века. Ведь в семьях почти не осталось представителей старшего поколения, видевших те ужасы. Может, прабабушки или прадедушки, которые тогда были детьми — ровесниками наших юных актеров. Но вот в конце каждого фильма мальчишки мирного времени как маленькие герои исполняют эти песни. Авторский текст и многочисленные интервью лишь связующее звено.

Вот что еще меня удивило. Нам долго не удавалось снять мальчика-современника, играющего в войнушку! Когда мы дали ему игрушечный пистолетик, купленный по дороге на съемки (представьте, дома у него не оказалось), он не знал, что с ним делать. Крутил, осматривал! И эти трогательные кадры в итоге мы включили. Оказывается, дети-современники в войнушку не играют. (А теперь давайте даже мы представим свое недалекое советское детство!) И слава Богу, что к новому поколению пришли другие увлечения. И свое место заняли не пушки, а музы!

— В одном из роликов сериала в кадр попадает ваш сын Матвей. Не было откликов от недоброжелателей, мол, попал в фильм по блату?

— Скорее благодаря его «связям» фильм и получился! Он учится в гимназии-колледже при консерватории, а значит, маленькие профессионалы под боком. Занимается в студии при Большом театре, а значит, и мне дорога туда! Мы обсуждали эту тему с экспертом фильма Виталием Жуковым… Тот говорил готовиться к таким пересудам. Но на самом деле близкие люди становятся твоими главными помощниками. Ты знаешь, чего от них ждать. У них нет райдера и требований. Снимали в жару и холод, на сквозняке, срывались с занятий и работы… Им достается в плане нагоняя от меня и команды больше, чем от кого-либо, а пожаловаться некому. Это очень важно, когда нужно снять быстро, но не на скорую руку, прошу не путать. У нас, атээнщиков, такое же оперативное требование и к документальному процессу. Снимаем много, и среди всего многообразия обязательно находится что-то еще более яркое.

— Если говорить о премиях, в позапрошлом году за проекты «Слуцкие пояса. Тайные знаки», «Михаил Савицкий. Тайны биографии», «Радзивиллы. Тайны семьи» и другие вы также были отмечены. Признайтесь, во время работы над очередным циклом больше думаете о том, чтобы его оценили коллеги, или мнение зрителей дороже?

— Я стараюсь, чтобы прежде всего интересно было мне и команде, которую подключаю. Азарт приходит в процессе. Ведь мы не историки, а журналисты, которые берут интервью у истории и эпохи. Выносим на поверхность самое интригующее, литературно выписываем. Не случайно говорят, что журналист — неудавшийся писатель. Тут помогает интуиция новостника. А темы ведь не из головы беру. Есть вышестоящие генераторы идей и продюсеры, те же коллеги. Я от них получаю своеобразный госзаказ, если хотите. Они как медиастратеги рассчитывают успех на перспективу. Это они не должны ошибиться в выборе моей команды. Команды отдела новостей культуры АТН. На этом и построен современный эфир. Мы выступаем скорее в таких сагах историческими репортерами, не расставляя акцентов. Ведь в истории, ее трактовках порой и сами историки не могут разобраться...

— Вы работали над фильмом «БТшники» — телевизионной летописью, посвященной становлению и развитию национального телевидения. Не тяжел ли был груз ответственности перед коллегами, которые посвятили свою жизнь телевидению?

— Это тоже командная работа про большое телевидение. Сработали почти тем же составом, что и в «Они пели за Родину». Юная Нина Можейка взяла на себя современный драйв, а значит, она выросла. До нас, кстати, аббревиатуру БТ так никто не расшифровывал. Фильм выдержан в жанре исторического расследования — этакое ретро-настальжи, так почитаемое зрителями. Когда ты купаешься в старых историях и лучах света, исходящих от лиц ушедшей эпохи. Ведь на ТВ каждый день эпоха, а вчерашний день — эпоха ушедшая. Тут двоякое ощущение: ты будешь рассказывать про свое место работы или про что?! Коллеги по эфиру в фильме, они кто будут? Герои? Друзья? Персонажи? Мне даже хотелось в конце убрать все титры, чтобы команда, которая работала над «БТшниками», не ловила косые взгляды остальных коллег. 

— В одном из интервью вы сказали, что журналист, репортер выступает проводником между героем и зрителем. Он не имеет права на комплиментарность и личные пристрастия… Неужели за долгие годы работы на телевидении ни разу не искушались и не поддавались этому личному мнению?

— Если говорить про информационную службу, то да. Ни разу. Новостной сюжет не требует личностной окраски. Но это не значит, что журналист не должен быть личностью. Совсем другое — аналитический жанр или вот такие фильмы. Или, конечно, авторские программы. Тут я имею право на свой стиль.

— В такое непростое время телезрителей больше интересуют международные новости политики и экономики. Интерес к культурным темам не угас? 

— А что вы имеете в виду под непростым временем? Люди всегда тянутся к общению через прекрасное и необъяснимое. Тем более что сегодня грех жаловаться — появилось столько тем, на которые еще каких-нибудь 10 лет назад мы не могли говорить по своему незнанию. Общество еще более чувствует свою сплоченность через культуру, историю. А главное, мы знаем, кому и про кого мы рассказываем! Посмотрите на минские афишные тумбы! Какой выбор! Не случайно этот год объявлен Президентом Годом культуры. Хотя еще в середине девяностых спектакли и концерты давали при пустых залах. А сколько наших современников получают ангажемент за рубежом, продолжая успешно творить на родине? Первыми расходятся самые дорогие билеты. Искусство должно цениться дорого, белорусское в том числе. И я рад, что белорусы под Новый год ходят не только в баню! В филармонии чуть ли не до ночи 31 декабря давала концерт Александра Анисимова. Полный зал! А вы говорите, салат оливье и классика не для всех… Вот то, что белорусы перед непростым культурным выбором, так это да!

— Часто белорусскую культуру рассматривают в строго оговоренных рамках. Фольклор. Но ведь в глубинке есть самородки, которые достойно показали себя на той же эстраде, например. Как развеять миф о примитивизме и доказать, что культура наша шире и богаче?

— Понятие «провинция» к нам пришло, когда мы потеряли независимость и были дореволюционной губернией и Северо-Западным краем… А позже все за благами устремились в Минск и города. Но в прежние времена вся аристократия жила, так сказать, на местах. Что ни местечко, то центр культуры. Самобытный центр. Другое дело, что в советское время принято было культивировать лишь фольклор, народное искусство. Что бы мы не смотрели чуть дальше и вглубь. Это сейчас уже ни у кого не вызывает удивления, что у нас были и свои профессиональные оркестры, и балетные труппы. Вот и получалось, что куда охотнее мы говорили про юбилей, к примеру, несомненно великой питерской Мариинки, но не знали, что первый состав театра — это артисты из Шклова… А значит, наше искусство старше. Производство тех же слуцких поясов… И сегодня многие думают, что их ткали на каких-то бабушкиных кроснах… А ведь это уже век древних технологий и профессиональное искусство. Да, есть самородки, но, как правило, любое начало нужно развивать, чтобы не угасло, не было застывшим музейным экспонатом. Сувениром и поделкой. Чтобы на чем-то держалось. Не случайно многие песни, которые принято считать народными, в итоге оказывались созданными выпускниками консерватории. В других жанрах работать было не принято. Композиторы стеснялись и не подписывали свои произведения.

— Провинциальный сельский житель часто попадает в объектив вашей камеры?

— Главное, полагаю, что мы снимаем для них. Ведь далеко не все из нас горожане в десятом поколении. Мы понимаем, что в каждой деревне не построишь по Большому театру, но за МКАДом люди также должны видеть высокое искусство. И вдруг какой-то провинциальный паренек или девчушка увидят по телевизору выступление молодых современников Ильи Сильчукова или Оксаны Волковой и тоже загорятся идеей о покорении мировых оперных подмостков? Это дорогого стоит.

— Михаил, очередная награда получена, нужно приниматься за новые программы. Какие спецпроекты в Год культуры вы запускаете на Белорусском телевидении?

— Не хотелось бы конвейера, но производство действительно начато. Помните, одновременно с «Они пели за Родину» шел наш же атээновский проект «Шляхта. Брутальная гісторыя»? Так и в этом году продолжим цикл исторических расследований. Брутальных, но и лирических в том числе. Ну и, конечно, приоткроем тайны биографий наших культурных юбиляров года.

bizyk@sb.by

Фото из личного архива Михаила РЕВУЦКОГО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter