Источник: Знамя юности
Знамя юности

Михаил Полицеймако: подведение итогов – очень скучная история

7 апреля ведущий программы «О самом главном» на телеканале «Россия» отметил юбилей – ему исполнилось 45 лет. О своем легендарном отце Семене Фараде, актерской династии, успехах детей и собственных чаяниях и надеждах Михаил Полицеймако рассказал «Знаменке».



-Обычно юбилеи провоцируют подведение итогов. Но вы, как я понимаю, этим не занимаетесь?

– Подведение итогов –очень скучная история. Потому что когда человек подводит итоги, значит, он больше ничего не намерен делать. Можно подводить итоги посевной или итоги пандемии, а кому нужны твои итоги? Ну, выпустил ты десять спектаклей за несколько лет, молодец, работай дальше. С каждым годом я все больше и больше убеждаюсь, что человек, кроме своей семьи, вообще никому не нужен в этом мире. А семья является определенным щитом, защитой от всего того, что на нас воздействует негативно. Достижения людей очень быстро забываются и канут в Лету, а остается самое главное – его семья. Не могу назвать себя баловнем судьбы, я достаточно много работаю, чтобы чего‑то достичь, и не всегда многого достигаю. Я бы назвал себя пахарем, человеком, который получает удовольствие от того, что он делает. 

– А в детстве свой день рождения вы любили?

– В детстве, конечно, любил, потому что получал подарки. Каждый день рождения был настоящим праздником, приходили одноклассники, друзья. Помню, накануне я всегда сильно волновался, ждал какого‑то чуда, испытывал предвкушение предстоящего волшебства. Однажды родители подарили мне велосипед – красную «Каму», о которой мечтал, и потом я очень ей гордился. А сейчас я уже не запоминаю особо, что и как было, для меня главное, чтобы на любом празднике моей жене, моей маме и моим детям было хорошо, про себя мало думаю. Вообще надо философски к этому относиться, день рождения – это, конечно, приятно: сели, отметили, но жизнь‑то продолжается. Надо всегда смотреть вперед, а не оглядываться назад.

– Какие из советов, наставлений папы вам особенно запомнились? Что главное, как вы считаете, он в вас вложил?

– Не очень люблю слово «совет», мне больше нравится «личный пример». И в моем случае личный пример – это, во‑первых, папина огромная любовь к семье, его обязательность, точность, порядочность в отношениях. Папа всегда все делал очень точно, следовал распорядку дня, и этому я у него научился. Я был у папы единственным ребенком, и он меня очень баловал, не помню ни одного случая, чтобы он меня отругал или наказал за что‑то.

Кадр из сериала «Записки экспедитора Тайной канцелярии – 2»

– Папа был рад, что вы выбрали актерскую профессию?

– Думаю, папа был рад, что я не бездельничаю. Это основополагающее – так же как и я сейчас рад каким‑то успехам моих детей. Сам я не бездельник, это самое главное. Потому что есть тенденция современного времени, когда дети ничего не делают, а родителям приходится это принимать.

– До сих пор многие недоумевают, почему вы не Михаил Фарада. Как вы приняли решение взять фамилию мамы?

– Я не знаю, почему кто‑то из‑за этого недоумевает, тут все понятно. Фарада – это был псевдоним, а настоящая фамилия папы – Фердман. Все знают, что в советское время присутствовал негласный антисемитизм. И потому родители решили, что пусть лучше у ребенка будет фамилия Полицеймако, папа сам был инициатором этого. К тому же папина фамилия имеет продолжение – у него двое племянников Фердманы.

– Вы много лет ведете программу «О самом главном» вместе с врачом Серге­ем Агапкиным. А сами насколько следите за своим здоровьем?

– Думаю, мне еще рано следить за здоровьем и сдавать анализы каждую неделю. Я следую каким‑то рекомендациям, которые, как считаю, очень помогают повысить качество жизни. А организм, конечно же, откликается на то, что ты с ним делаешь. Например, не позанимался пять дней спортом, тут же и лишний килограмм прилетел. Сахар и рафинированные продукты мы дома не едим уже много лет.

– Когда пришло понимание, что всего, в том числе и приятных, но вредных допингов, должно быть в меру?

– Все на личном опыте и примере. Когда понимаешь, что начинаешь чувствовать себя лучше, сил становится больше, ты можешь хорошо пробежаться, хорошо позаниматься – это лучший мотиватор. Сколько ты тратишь, столько же потом в ответ и получаешь. Главное, что мотивировало меня к здоровому образу жизни, – желание пожить подольше. Я всю жизнь борюсь с лишним весом, такова моя генетика, и в детстве очень любил покушать. А сейчас уже пожинаешь плоды этого и каждый раз думаешь, съесть или не съесть этот десерт, стоит ли сегодня есть на ночь? Очень важно хотя бы 40 минут в день что‑то делать, какие‑то физические нагрузки, даже если это просто ходьба. Но в тот же спортзал нужно ходить не потому, что это модно, а потому, что это должно стать привычкой, жизненной установкой. Ходить в зал не для того, чтобы покрасоваться и выпячивать себя, а для своего здоровья, для своих сосудов, для своей полноценной жизни.
С дочками Эмилией и Софией

– Семья последовала вашему примеру? Детям ведь сложно объяснить, почему им больше нельзя есть сладкого…

– Не надо детям ничего объяснять, это опять же все личный пример! У тренера по фитнесу ребенок никогда не будет целыми днями лежать на диване и смотреть футбол, а у актера дети обязательно в какой‑то момент захотят стать артистами, выходить на сцену и получать аплодисменты. Самое главное, чтобы ребенок, подросток был чем‑то заинтересован и получал от этого занятия вдохновение.

– Вы признавались, что папа вас много баловал. А сами вы какой родитель – добрый и всепрощающий?

– Думаю, да, я папа добрый, считаю, что детей надо не ругать, а наставлять. Ведь как только ты начинаешь детей ругать, они закрываются и не так тебе доверяют. И обязательно тебе потом припомнят, если ты будешь держать их в ежовых рукавицах. Главное, я их ни в чем не ущемляю и не обижаю. Ребенка же очень просто обидеть, а мне важно, чтобы мои дети росли добрыми и доверяли нам, родителям, особенно в непростой переходный период.

– Ваши дочки учатся в Пушкинском лицее. Тоже, видимо, творческие барышни растут? Уже говорят, что будут артистками?

– Средняя, Соня, не собирается пока быть артисткой, ей больше нравится рисовать. А старшая, Миля, вроде как хочет быть актрисой, но все ведь может поменяться в любой момент. Девочки занимаются вокалом в музыкальной школе имени Алексеева, ходят в театральную студию, учат английский, в общем, заняты по полной.

– Вы с легким сердцем отправили старшего сына в актерскую профессию?

– Я его никуда не отправлял, Никита давно полово­зрелый мальчик, который сам принимает решения, чем ему заниматься. Когда он сказал, что хочет поступать в театральный институт, я ему ответил: «Иди и поступай». Сам я никому не звонил, никого за него не просил, никак в поступлении не участвовал. И у меня точно так же было в юности, все решал и делал сам.

– Но вы готовили сына к поступлению? Куда он поступил в итоге?

– Готовил только советами по программе. Поскольку Никита все‑таки актерский ребенок, у него многое заложено на генетическом уровне. Если у ребенка из актерской семьи есть способности, то он сам разберется, что и как. В итоге Никита поступил в то учебное заведение, где училась моя мама, – Щукинское театральное училище, а я в свое время окончил ГИТИС. Ему безумно понравилась мастерская Анны Леонардовны Дубровской, и к ней он и пошел, сейчас учится на втором курсе. К своему стыду, я за два года был всего раз у него на показе, все времени не хватает. Не особо слежу за его учебой, но, когда возникает какой‑то вопрос, Никита звонит, и я пытаюсь ему помочь советом. Второкурсники ведь практически живут в институте, поэтому сейчас мы видимся очень редко. Я не очень приветствую, когда детей пасут до 30 лет, обустраивают им жизнь. Считаю, что человек все должен сделать сам – найти призвание, обустроить быт. Да, не всегда это получается, но это лучше, чем ждать, когда за тебя все кто‑то сделает.

– Год назад у вас родилась младшая дочь Мария, есть разница в ощущениях – стать отцом в 24 и в 44 года? Как вы с супругой на это счастье решились?

– Мы особо и не решались, так получилось, чему мы были несказанно рады. Сейчас мне кажется, что отцом нужно становиться в зрелом возрасте, потому что в 24 года ты еще не очень понимаешь, что происходит, осознанность появляется с годами. Я считаю, что мужчине нужно жениться в 30–35 лет, когда он уже встал на ноги и есть голова на плечах. А ранние браки довольно часто бывают неудачными. Вот сейчас, в 45 лет, я гораздо лучше понимаю, как воспитывать ребенка, чем даже еще лет десять назад. И Лара с Машей, например, нервничает намного меньше, чем со старшими девочками.

– Ваша жена в свое время оставила карьеру и посвятила себя воспитанию детей. Никогда потом не ставила вам это в укор?

– Так сложилась жизнь, были определенные обстоятельства, и я честно могу вам сказать – тут неизвестно еще, кому больше повезло. Помню очень непростые жизненные периоды, когда я переживал и метался в поисках работы, был в полном раздрае. А вот когда ты занимаешься детьми, у тебя есть четкое понимание того, что дети должны делать. Да, так получилось, что супруга у нас занимается детьми, а я работаю. Но если бы даже было наоборот, для меня это не было бы каким‑то потрясением. Есть семьи, где работает женщина, а мужчина помогает по дому, и их я тоже приветствую. 

Помню, как в разгар пандемии увидел, что некоторые мои коллеги занимаются совсем не профессиональной деятельностью, а, например, яндекс-доставкой. И понял, что мы совершенно никак не защищены. Очень надеюсь, что скоро мы вернемся к нормальной театральной жизни и люди будут иметь возможность зарабатывать деньги для своих семей.

– На какие‑то мужские увлечения для себя любимого время остается?

– У меня нет таких брутальных увлечений, как охота, рыбалка, погонять с мужиками в бильярд, мне это как‑то не очень интересно. Так же как тусоваться и смотреть, как люди нажираются, – ну совсем не мое. Мы встречаемся с нашими близкими друзьями, которых не так много. Любим с Ларой смотреть вечерами хорошие фильмы, когда все дети уже спят, для меня это лучшее завершение трудового дня. Еще очень люблю баню, будем сейчас строить новую баню на участке. Мне вообще нравится все, что связано с водой, возможно, потому, что в детстве я занимался плаванием.

– Какие надежды возлагаете на этот юбилейный год? Что у вас сейчас в планах?

– Я немного суеверен и не говорю о планах, чтобы не смешить Бога. Сейчас работаю, возобновились спектакли, пусть и не в полной мере, как было до пандемии, но они есть. Я, конечно, восторгаюсь своей работой в программе о здоровье, но хотелось бы еще дождаться и хороших ролей в кино, и новой работы на телевидении. Но я ничего не прошу, следую наставлению Воланда: «Никогда ничего не просите, сами придут, и сами все дадут». Больше всего меня волнует здоровье мамочки, которой 83 года, моя семья и мои дети. Какого‑то большого прорыва не жду, но не потому, что пессимист, а потому, что адекватно оцениваю ситуацию и вижу, что искусство в данный момент ушло на второй, даже третий, план. Сейчас не 60–70‑е годы, когда люди жили театром и могли всю ночь стоять за билетами на спектакль.

С Валерией и Сергеем Агапкиным на съемках программы «О самом главном»

– Какие события в последнее время подарили вам самые сильные эмоции и радость?

– Моя старшая дочь Эмилия в прошлом году выиграла чтецкий конкурс в школе-студии «Актер», прочитала стихотворение Владимира Семеновича Высоцкого и получила первую премию. Бе­зусловное счастье – рождение Марии Михайловны. Огромный плюс в том, что я видел весь первый год ее жизни, как дочь растет и меняется каждый день. Ну и большая радость – то, что мы вместе с Ларочкой построили дом, в котором нам очень комфортно и удобно жить. У нас теперь есть свое родовое гнездо. А еще я недавно ввелся в один очень хороший спектакль – «Доктор знает все» – к своему другу детства Леше Макарову. Вместе с Лешей и Владимиром Фекленко мы играем очень необычный, думающий и интересный спектакль. Получаю огромное удовольствие от работы с Сережей Агапкиным, программа «О самом главном» живет, несмотря на то что ей 11 лет. Позитива на самом деле можно наскрести достаточно. Я всегда смотрю вперед, в настоящее смотрю даже менее прицельно, чем в будущее. Думал, что с годами все‑таки начну оглядываться, но пока не оглядываюсь, иду вперед, надеюсь, ветер будет попутным. Все есть, а вот здоровья еще можно пожелать, его не купишь, как говорила моя бабушка.

Лика БРАГИНА, ООО «ТН-Волгоград» 
(специально для «ЗН»),
фото телеканала «Россия»
Михаил Полицеймако 
Родился: 7 апреля 1976 года в Москве
Образование: РАТИ (ГИТИС)
Семья: женат, сын Никита от первого брака (19 лет), дочери Эмилия (13 лет), София (10 лет) и Мария (1 год)
Карьера: актер, телеведущий. Снялся более чем в ста фильмах и сериалах, среди которых: «ДМБ», «По ту сторону волков», «Воротилы», «Кто в доме хозяин», «Записки экспедитора Тайной канцелярии – 2», «Пятница», «Тайный город», «Деффчонки» и другие
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter