Михаил Козаков: «Ни одна картина последних лет меня так не достала»

Актер и режиссер Михаил Козаков «Доктора Живаго» посмотрел одним из первых. Утверждает, что до сих пор под впечатлением...
Актер и режиссер Михаил Козаков «Доктора Живаго» посмотрел одним из первых. Утверждает, что до сих пор под впечатлением... Полагаем, читателям «СБ» будет небезынтересно узнать мнение человека, хорошо знающего мир кино и известного своими язвительными выступлениями в прессе.

— Я начал смотреть эту картину в 4 часа дня и закончил в 4 утра — это бывает со мной, только когда я читаю какую–то особенно волнующую меня книгу. Я понимаю, что можно книгу отложить, лечь поспать, потом продолжить. Но не хочется этого делать. Так и теперь: я хочу знать, как будет дальше. Не «что», а «как». Не сюжет, который знаком всем читателям романа, а то, как будет развиваться внутренняя художественная тема фильма. И почему она так переворачивает меня сегодняшнего. Почему такое совпадение чувств.

Излишне говорить, как сложен для экранизации роман «Доктор Живаго», который и при чтении вызывает неоднозначные чувства. Сценарист Юрий Арабов сделал беспрецедентную по сложности работу. Адекватную по сложности и результативности работу сделал Александр Прошкин. И эта их работа меня поразила.

Прежде всего поразила тема фильма. Тема осмысления рока. Проклятия, которое висит над нашей страной, над всеми нами. И это, поверьте, не пафосное утверждение. В фильме есть один из ключевых диалогов. Он грустен и ироничен. Он о том, сколько проклятий тяготеет над детьми согрешивших людей: они прокляты до четырех поколений. Значит, от эпохи Петра — 200 лет под проклятием... А теперь еще и наши грехи — ибо все мы участвуем в преступлениях нашего века. Значит, еще 200 лет. Эта мысль в фильме не декларируется — она продолжается в художественных образах. Все это пропущено через попытку героя Олега Меньшикова — Юрия Андреевича Живаго — осознать этот мир. Как Гамлет пытался охватить умом грехи своего мира, так Юрий Живаго пытается понять истоки преступлений мира нашего. И ты, зритель, пытаешься вместе с ним. Так написан роман и так сделан фильм — ты проживаешь вместе с Юрием Живаго, как с Гамлетом и Мышкиным одновременно, всю эту историю.

Эту картину все время хочется цитировать — так выписан сценарий. При этом она необыкновенно чувственна. Все пропущено через кровоточащее сердце. Перед нами народ и страдающий, и необъяснимо жестокий. Эти люди легко уничтожают друг друга — идут бесконечные братоубийственные войны. Сцены гражданской войны показаны без конных атак, но чрезвычайно объемно... При том, что это не кинопродукция, а фильм для ТВ — он сделан на скудный телевизионный бюджет и в спринтерском телевизионном темпе. Но это полноценное кино, без поправок «на бедность». И Москва тех лет достоверна, и атмосфера поразительна, и фантастична работа художника Владимира Ермакова, который умер, так и не увидев готовый фильм...

Должен сказать, ни одна картина последних лет меня так не достала. Я теперь могу о ней говорить часами. И смотреть ее без конца. Меня просят: дай посмотреть кассету — не дам! Пойди и купи свою. Я хочу, чтобы она в любой момент была рядом. Чтобы можно было ее снова включить — для себя, для друзей, для вас. Так не хочется выпускать из рук книгу, которую любишь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter