Эссе драматурга Георгия Марчука о режиссере Михаиле Колосе

Михаил Колос

Мы продолжаем публиковать новую серию эссе лауреата Государственной премии, писателя, драматурга Георгия Марчука.


В 1972 году минский театр юного зрителя отложил постановку спектакля по моей первой полнометражной комедии «Лютики–цветочки». Для начинающего драматурга это больше чем неприятность. В те годы достаточно много внимания уделялось социалистической идеологии. Дом народного творчества ежегодно проводил не только фестивали и смотры народных театров, но и организовывал творческие семинары, по–научному — повышение квалификации режиссеров народных театров, среди которых были заметные фигуры: Н.Варвашевич в Слониме, Н.Мацкевич в Слуцке, В.Ермолович в Могилеве, А.Силькевич в Рогачеве, М.Колос в Мозыре. Не знаю, каким чудом мои «Лютики» из ТЮЗа попали в руки Михаилу Колосу. И вот звонок: «Пьесу поставлю». Прошло два года, и в 1974 году — моя первая большая премьера в Мозыре. Праздник для молодого автора не поддается описанию. Никто не ожидал из моих друзей–критиков, которые поехали со мной на премьеру, что в этом театре такой уровень режиссуры и актерской игры. Как оказалось, один из главных исполнителей, актер А.Лазаревский, был когда–то актером мозырского профессионального театра. Город помнил традиции, жил театральным искусством. Эту атмосферу всячески укреплял режиссер Михаил Колос, выпускник Щучинского театрального училища г. Москвы. Пытливый лельчицкий паренек поехал покорять Москву, как когда–то перед войной паренек из Лельчиц Е.Копелян поехал покорять Питер. Была перспектива остаться в России, но он вернулся на родину и собрал в Мозыре очень сильный состав актеров–любителей, вернее, воспитал их. Высокий, статный, подвижный, постоянно в разговоре жестикулирующий, он был увлечен театром и увлекал им всю труппу. Взялись за «Раскiданае гняздо» Я.Купалы. Исполнительница главной роли, студентка пединститута Г.Дашкевич, в одно мгновение стала звездой города. На слуху были имена популярных московских драматургов, но М.Колос упрямо ставил на сцене национальную драматургию. Пригласили автора, стали ставить «Людей на болоте» И.Мележа.

Сдюжили. Премии, дипломы, грамоты. Колос почувствовал творческую силу и возмечтал возродить в Мозыре на базе народного профессиональный театр. Дело нелегкое, но через десять лет, после многочисленных согласований и настойчивого убеждения местных властей в необходимости и очевидной пользе данного намерения, театр был создан. Возили спектакли по всей Гомельской области, по югу Брестской, на фестивали. Привезли мы с Колосом в Минск наш спектакль по моей комедии «Альдона, Анфиса, Анета». Играли на сцене Дворца профсоюзов. Зрителей — половина зала. Реклама тогда, в восьмидесятых, отсутствовала. Актеры старались, но без подъема, а зал безмолвствовал. Критики потом изгалялись. Актеры уехали в Мозырь удрученные таким приемом.

Но не унывал М.Колос. К юбилею Победы выдал «Трибунал» А.Макаенка, и 70–летний А.Лазаревский в главной роли срывает бурю аплодисментов. Колос реалист, он сторонник и пропагандист театра переживаний. Эксперимент на сцене ради эксперимента — это ему чуждо. Еще в ранге народного театра мозыряне — желанные гости на международных театральных фестивалях. Пятнадцать лет в репертуаре мои «Лютики–цветочки». Повезли их в Эстонию на фестиваль. И не прогадали. Взяли главный приз.

Однажды был и такой случай. Играли «Лютики» в очень отдаленной деревне Лельчицкого района. После первого действия погас в зале свет — что–то произошло на линии. Что делать? Находчивый Колос подгоняет к окнам автобус и при свете его фар доигрывает спектакль.

Что–то не сложилось у него с семейной жизнью. Он женился вторично. Вторая жена родила ему сына и предложила в начале девяностых уехать на ее родину в Россию, в город Калязин. Уехал. Старшее поколение артистов еще надеялось на его возвращение. Колос не сможет без театра. Вернется хотя бы на постановку, но российская жизнь ломала все планы. В театр приехал новый главный режиссер. Наши спектакли сняли с репертуара. И вот звонок: «Я в Калязине собрал талантливых людей и организовал театр. Пришли свою новую пьесу». Ура! Мы воспрянули духом. И я отправил ему на следующий день пьесу «Богдан любит Галю» — о долге и взаимовыручке белоруса, русского и украинца. Колос вскоре пригласил на премьеру и прислал диск с записанным спектаклем.






Сцены из спектакля «Раскiданае гняздо»

Театр зажил. Появились новые планы. Среди них «Люди на болоте» И.Мележа. «Буду их знакомить с белорусским этносом. И потом, не могу, Жора, без театра».

Совсем недавно он отпраздновал 80–летний юбилей. Выходит на сцену артистом. Он с одинаковым успехом играет и комедийные, и драматические роли. Терпеть не может показуху и пустые разговоры — кабы да если бы. Тоскует, конечно, по Мозырю, по театру. Раз в два года приезжает в город своей молодости, собирает актеров–друзей в ресторане, угощает, и уже нет конца воспоминаниям. Знаковыми фигурами в городе стали его единомышленники — художники П.Захаров, актеры М.Тарасенкова, П.Перапеча.

После майских посиделок в ресторане ему очень не хочется уезжать, хоть там ждут его актеры созданного им театра. Все–таки в Мозыре остается частица его души и, слава богу, действует удивительный провинциальный самобытный театр, к созданию которого приложил, как говорится, руку и душу, талант и организаторские способности Михаил Ефимович Колос, которому я обязан своим рождением как драматург.


Перевод с белорусского Ирины Кочетковой.

Советская Белоруссия № 23 (24905). Суббота, 6 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter