Михаил Финберг: этот «базар» – поющий, а не подпевающий!

На юбилейном музыкальном форуме «Славянский базар в Витебске» Национальный академический концертный оркестр Беларуси под управлением ­маэстро получил специальную премию
На юбилейном музыкальном форуме «Славянский базар в Витебске» Национальный академический концертный оркестр Беларуси под управлением ­маэстро получил специальную премию «Через искусство – к миру и взаимопониманию». В интервью «СВ» лауреат рассказал, что думает о сегодняшней эстраде, в чем уникальность конкурса в Витебске и почему даже во время отпуска не может себе позволить расслабиться.


Маэстро любят не только белорусские музыканты, но и зарубежные артисты: с Лаймой Вайкуле он дружит несколько десятилетий.

Две кнопки нажал – и готово

– Михаил Яковлевич, в этом году «Славянскому базару» исполняется четверть века, а ведь именно вы открывали фестиваль…

– Очень горд, что уже 28 лет работаю на этом музыкальном форуме. И я не оговорился. До «Славянского базара» в Витебске проходил Всесоюзный фестиваль польской песни. Наш оркестр выступал и там. Помню, как в начале 1990-х шагами измерял сцену Летнего амфитеатра...

– Сегодняшний фестиваль сильно отличается от первого «Славянского базара»?

– Фестиваль до сих пор поющий, а не подпевающий. Мы сохраняем мелодичную песню. Ведь сегодня все уходят в саунд-звучание. Электронная музыка, все просто: две кнопки нажал – и готово. Исполнительское мастерство упало. У советских артистов были яркие, мощные голоса. Сейчас это уже необязательно. Но, к счастью, на конкурс в Витебск каждый год приезжают конкурсанты с территории бывшего СССР, где еще помнят прежнюю манеру исполнения. Кто-то лучше, кто-то хуже, но все ребята достойные.

– Когда на «Славянском базаре» получали награду из рук Александра Лукашенко, сказали красивую речь – на белорусском…

– Люблю свою страну и горжусь, что родился в Беларуси. А о наградах никогда не думаю, просто работаю. Поначалу даже аппаратуры не было – у поляков брали, а чуть позже  техника появилась и у нас, благодаря Александру Лукашенко. Не представляю, как бы работали без его поддержки.

Глупое слово «звезда»

– Что сегодня важнее для артиста – шоу, обаяние или все-таки голос?

– Ценится не столько голос, сколько умение им пользоваться, правильно подобрать репертуар. А шоу важно на «Евровидении». Поэтому-то давно его не смотрю. Хотя должен как музыкант: надо же знать, что происходит, но не могу себя заставить!

– У Сергея Лазарева было шоу – и все равно только третье место…

– Лазарев – молодец, давно его знаю. В 1995 году посчастливилось работать на «Евровидении» – тогда все выступления сопровождались живым оркестром. От России выступал Филипп Киркоров, а Алла Пугачева приезжала его поддержать. Как-то во время репетиции ставили оценки участникам, а потом сопоставляли их с финальными результатами конкурса. Почти ничего не угадали. Просто иначе воспитаны: делаем ставку на голос, а уже лет 20  он не в фаворе.

Дело не в первых местах. Важно, как сложится судьба артиста потом, через год-два. Многих из тех, кто получал Гран-при на «Славянском базаре», сейчас и не слышно… Нужно понимать, что после победы никто тебя за ручку не возьмет, как маленького ребенка. Придется искать самостоятельный путь, много трудиться.

– Чтобы прославиться, белорусские артисты часто уезжают в Москву…

– И наш оркестр ездил. Выступал на шоу «Угадай мелодию»… Стали узнавать. Уже потом были концерты в Кремле, в концертном зале «Россия», на «Голубые огоньки» звали. Благодарен, что все это было в России.

– На ваш взгляд, в какой момент певец переходит в ранг звезды?

– Вообще глупое это слово. Столько людей одурачило… Надо, чтобы на твои концерты билеты покупали – вот тогда ты звезда.

– Со многими артистами вы работаете много лет. Замечаете, как они с годами меняются?

– Да по-разному. Кто в лучшую сторону, а кто зазнается и перестает над собой работать. Думает не о вокале, а о том, как публике понравиться: что надеть, что сказать в интервью. Многие поют исключительно под фонограмму. А я категорически против «фанеры». Ни одному исполнителю не позволю со мной так работать.

– Чего не хватает современным исполнителям?

– В музыке сегодня не хватает гармонии. Недавно проехался на машине, включил радио – такого наслушался! Ни мелодии, ни голоса, ни гармонии, ничего! Раньше столько усилий нужно было приложить, чтобы песня попала на радио: были критики, цензура. Отбор проходил жестко и строго. В Советском Союзе меня это обижало, а сейчас понимаю: жаль, что те времена позади.


За 25 лет Национальный концертный оркестр стал брендом музыкального праздника в Витебске. Этим летом на Площади звезд появилась именная плита коллектива.

«Пашу как лошадь»

– На сцене гармонии маловато, а в жизни ее хватает?

– Да откуда?! Пашу как лошадь – с шести утра до позднего вечера, без выходных и отпуска. Гармония для меня одно – если с оркестром все в порядке, все живы, здоровы, никто не увольняется. Хотя у нас люди редко меняются, раз в десятилетие. И то в силу возраста.

– Что же вы так, не любите отдыхать?

– У меня 244 человека в коллективе. Вот с понедельника вроде как в отпуске. Но какой тут отдых? Надо готовиться к следующему сезону. Что же, выйду из отпуска, а у меня ничего не готово? Все расписано до конца 2017 года. В таком ритме жить сложно, но интересно.

– Как стать хорошим дирижером?

– Ох, эта профессия – темное дело. И не все это понимают. Здесь в первую очередь требуется хорошее образование. Многие музыканты сейчас хвастаются «корочкой». Спрашиваю: где учились? Сколько лет? Есть ли опыт работы, и как он с образованием сочетается? Технически обучить можно каждого, а сделать так, чтобы у человека и голова работала – нельзя. Нужно знать историю музыки, сольфеджио, гармонию, полифонию, весь инструментарий оркестра. Часто человек сдал экзамен, но не знает ничего. Недавно ко мне пришел мальчик, а ответить, на чем играл, толком не может.

– Чем порадуете публику в ближайшее время?

– Когда узнал, что нам заложат звезду на площади лауреатов в Витебске, сразу придумал следующие концертные программы – «Звезда», «Зорка»: на русском и белорусском языках. Сыграем лучшее, что у нас появилось за четверть века, и новые композиции. Думаю позвать Аллу Пугачеву: буду счастлив, если примадонна исполнит свою прекрасную песню «Звезда». А еще у нас есть 38 программ на тексты белорусских поэтов: Коласа, Богдановича, Бородулина…

Досье «СВ»

Народный артист Беларуси Михаил Финберг родился в 1947 году в городе Мозырь Гомельской области. Экстерном окончил Белорусскую государственную консерваторию, а позже и аспирантуру по специальности «дирижер». С 1987 года – бессменный художественный руководитель Национального академического концертного оркестра Беларуси.

Профессор Белорусской академии музыки.

Елена КАРЛИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter