Миграция риска

В Бресте, на белорусско–польской границе, задержаны пять грузовиков со стройматериалами: четыре машины транзитом направлялись в Россию, пятая держала путь в Полоцк...
В Бресте, на белорусско–польской границе, задержаны пять грузовиков со стройматериалами: четыре машины транзитом направлялись в Россию, пятая держала путь в Полоцк. Зеленый свет перед ними не загорелся, так как при досмотре пограничники установили: большегрузы радиоактивны — в их кузовах зашкаливают дозиметры. К примеру, радиационное излучение огнеупорного кирпича, который везли в нашу страну из Германии, превысило норму на 0,31 микрозиверта в час. Еще сильнее фонил тягач с бытовой химией, красками и лаками — приборы показали 0,47 «дополнительного» микрозиверта в час. «Засветились» также немецкие пищевые добавки и искусственный корунд, итальянские керамическая плитка и красители.

«Подозрительные» грузовики находятся на спецплощадках, рассказал начальник пресс–службы Государственного пограничного комитета Александр Тищенко. С ними скрупулезно работают специалисты по радиационной безопасности: выясняют, является превышение фона обоснованным либо нет. В первом случае автомобилям могут разрешить транзитом проследовать через Беларусь, во втором — отправят обратно в Германию и Италию.

Вообще же на польско–белорусской границе еженедельно задерживают автомобили с повышенным радиационным фоном.

Не всякий водитель обратит внимание на желтые столбики, установленные при подъезде к пограничному каналу пункта пропуска «Варшавский мост». А если и обратит, то не сразу догадается, что столбики–то непростые! Это — стационарная система контроля, которая выделяет из общего потока машины с превышением допустимого радиационного фона. Подобные системы установлены на четырех пунктах пропуска Брестской погрангруппы. Объехать их невозможно.

Начальник службы радиационной, химической и биологической защиты Брестской погрангруппы Валерий Прищепа рассказывает, как работает система: «Если водитель везет плутоний либо что–нибудь не менее опасное, уровень радиации, конечно же, превысит допустимые 20 микрорентген в час и обязательно сработают датчики. Автомобиль сканируется, а вся информация о такой машине моментально отправится в компьютер. Далее пограничник выводит машину из потока, а таможенник измеряет уровень радиации у источника излучения. Затем автомобиль ставят на специальную стоянку. Кроме пограничников и таможенников, в расследовании инцидента примут участие специалисты Центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, «Белпроматомнадзора», МЧС.

К счастью, ни ядерных, ни особо опасных радиоактивных материалов через Брест никто не возил. А вот большегрузные фуры с повышенным радиоактивным фоном на границе — явление частое. С начала года задержаны 62 автомобиля, перевозившие грузы с превышающим норму уровнем радиации. В основном «светились» стройматериалы, опять же керамическая плитка, в том числе немного фонящая из–за природной радиации в составляющих материалах. Но если у перевозчика есть необходимые разрешительные документы, груз на спецплощадке не задержат.

Бывают, конечно, сюрпризы похлеще керамической плитки. Минувшим летом через Беларусь должен был проехать микроавтобус с российскими дипломатическими номерами. На «Варшавском мосту» сработала система радиационного контроля. Валерий Прищепа описывает ситуацию: «Посмотрели на приборы — пять тысяч микрорентген в час, допустимая норма превышена в 250 раз! Вот это да!» Оказалось, «фонила» коллекция минералов, сложенная в ведра. Изумленные дипломаты рассказали, что камни подарил гражданин Франции. О том, что камушки «светятся», никто даже не догадывался. Пограничники предложили дипломатам выбор: или они едут через нашу страну с милицейским сопровождением, или возвращаются в Польшу. Дипломаты выбрали второй вариант.

...Однажды засигналили датчики системы на пункте пропуска «Песчатка». Как выяснилось, источником радиации был... водитель легковушки, польский «соляровоз». Он сообщил, что недавно проходил курс лучевой терапии. Пограничники поверили, но отправили «туриста» домой. В следующий раз он ехал со справкой от врача. Его пропустили, но настоятельно советовали не брать пассажиров «на подсадку». Радиация — дело нешуточное.

А недавно у брестских пограничников появилась «Газель», на базе которой создана мобильная лаборатория оперативного реагирования. С помощью установленной в микроавтобусе аппаратуры можно быстро найти радиоактивные материалы, определить их тип, обнаружить химикаты, наркотики и взрывчатые вещества. Даже если «Газель» будет стоять в глухом лесу на границе с Украиной, связь не исчезнет и через Интернет можно оперативно связаться с руководством в Минске, передать результаты и согласовать действия. С середины ноября лаборатория три месяца будет проходить опытные испытания в Брестской погрангруппе.

Брест находится на стыке государств, потому в том, чтобы не допустить контрабанды ядерных и радиоактивных материалов, заинтересованы и Россия, и страны Евросоюза. В городе трижды проходили международные курсы МАГАТЭ, последние — нынешней осенью. Бойцы отдела специальных активных мероприятий Госпогранкомитета (ОСАМ) на полевых учениях показали, как нужно задерживать автомобиль, перевозящий опасный груз мимо пункта пропуска. В следующем году учеба продолжится.

Как видим, благодаря четкой работе пограничников радиоактивные стройматериалы через западную границу к нам не проникнут. Другое дело — «прозрачный» рубеж с Российской Федерацией: вдруг «зараженная» керамическая плитка или масляная краска будут ввезены этим путем? Мы обзвонили минские строительные рынки с вопросом: насколько строг у вас контроль за радиационной безопасностью товаров? В администрации центрального рынка стройматериалов в микрорайоне Уручье от телефонных комментариев отказались: мол, приезжайте, на месте и поговорим. Неужто простому покупателю, которого волнует тот же вопрос, тоже выезжать на личную беседу с директором? Зато в торговом центре «Ждановичи» объяснили: сами контролеры рынка с дозиметрами по рядам не ходят, однако бизнесмены, перед тем как приступить к торговле, обязаны получить гигиенический сертификат на каждый вид товара. При выдаче этого документа обязательно проводится и проверка радиационного фона. За наличием сертификата строго следят центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Возводить из радиоактивного кирпича дом или сооружать камин довольно опасно: у людей могут развиться лейкоз, опухоли, наследственные болезни, предупреждает Геннадий Смольский, начальник службы радиационной безопасности Белгосуниверситета. Это информация к размышлению для тех, кто готов жертвовать здоровьем близких ради экономии на дешевых стройматериалах сомнительного происхождения...

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter